Жизнь после революции в России должна была стать лучше - иначе зачем тогда делали эту самую революцию. Людям хочется жить не только лучше и веселее, но и комфортнее, поэтому процесс нового строительства назревал сам собой. Отдельно власть решила позаботиться о лучших представителях человечества, собрав их в одном месте - в знаменитом доме на набережной. Был построен целый жилой комплекс - со спортзалами, поликлиниками, прачечными, отделениями банка.
Именно тогда, в начале двадцатых, берёт корни современное отношение к власти к людям. То есть, рассказывать о всеобщем равенстве - хорошо, а воспользоваться служебным положением и съездить отдохнуть в Италию - ещё лучше. Именно там, один из партийных чиновников в 1924 году нашёл будущего архитектора здания. А тот согласился и поехал в северную страну работать в постоянном состоянии страха. Правда, о последствиях на тот момент он ещё не подозревал.
Примечательна судьба большинства жившей в доме творческой интеллигенции. Первоначально в дом было заселено 2745 жильцов, в течение нескольких лет треть из них была репрессирована, половина репрессированных - расстреляна. Оставшиеся две трети - это жёны и дети репрессированных. Чем не сценарий для фильма ужасов, где целый жилой дом потерял своих обитателей.
Судьба жителей дома и история его строительства прекрасно отражают деятельность советских чиновников тех лет. Лучше сделать донос первому, пока не сделали донос на тебя, что ты не делаешь донос. Строительство осуществлялось в крайней спешке, причём на заседания чиновники время не жалели, а архитектору приходилось делать всё в последний момент. Решившие написать дипломную работу в последнюю ночь студенты прекрасно поймут, каково это - быть советским архитектором.
Первоначальная идея была яркая и цветная. Идеологические споры и чрезмерная экономия сделали так, что яркая идея воплотилась в серый ящик. Изучая сметы на строительство дома, можно понять, куда ушли все деньги. Чиновникам тоже хочется пожить красиво, особенно в ситуации, когда неизвестно, сколько ещё осталось жить. Примечательно, что этой постройкой власть очень сильно гордилась, хотя по качеству она заметно уступает строительству начала века.
Жизнь со всеми удобствами оказалась явно не в радость, и это не только из-за множества обвинительных приговоров. Жители дома вполне могли почувствовать себя героями антиутопий, находящимися в состоянии постоянной слежки - огромное количество персонала, консьержи и лифтеры, моментально докладывали обо всём, что видели. Многие не выдерживали и заканчивали жизнь самоубийством, хотя официальных причин для этого не было. Сложно назвать квартиру, обставленную мебелью с инвентарными номерами, своим домом.
Советская власть ставила во главе угла прогресс, и именно в таком ключе хотела преподнести это здание. Сама смесь современных конструкций и архаичных форм с колоннами, пилонами и другими вещами смотрелась несколько отчуждённо. Не вписывался дом и в индустриализацию - в нём много уникальных черт, даже окна разных размеров. Такие здания невозможно строить в промышленных масштабах.
В доме на набережной много всего странного и пугающего, его архитектурный стиль вызывает скорее отторжение, но квартиры здесь и в наше время любят покупать первые люди страны. Весь смысл строительства сводился к тому, чтобы показать "смотрите, как мы можем" в то время, как это было никому не интересно. Дом воплотил в себя ту особенность советского устройства, когда личность человека не имела никакой ценности.