Этот вопрос сам собой возникает во время чтения "Исторических портретов" Ключевского, - давно написанной книги, ненавязчиво повествующей о реальных политиках и ученых далекого прошлого, однако при этом намного более увлекательной, чем современные разрекламированные романы, открыто претендующие на популярность, но порой пустые и неинтересные. Как и подобает настоящему мыслителю, с трудом успевающему за полетом своего воображения и потому частенько отступающему от темы очередного жизнеописания, Ключевский в одной из глав пускается в размышления о том, что политический порядок, в одной стране обеспечивающий общественное согласие и благоденствие, бездумно перенесенный на другую почву, может натворить бед, уничтожив там привычный многовековой уклад.
Трудно не согласиться с этим выводом, наблюдая за тем, как из раза в раз повторяющиеся попытки западных политиков осчастливить весь прочий мир перенесением туда президентско-парламентской системы правления натыкаются если не на отчаянное сопротивление, то порой на откровенное непонимание того, как вообще можно сохранить государство, разделив в нем властные полномочия между несколькими правящими ветвями. Порой эта навязчивая политическая добродетель доводит ситуацию до абсурда, о чем прямо говорят сами западные активисты, вызвавшиеся "помочь" другим народам "стать равноправней и счастливей".
Например, вспоминается рассказ участника политической миссии, заброшенной проводить выборы в каком-то племени, нисколько не приобщившемся к цивилизации в привычном смысле этого слова. Севший во владениях туземцев вертолет тут же был окружен потрясенными этим зрелищем местными жителями. "И вот мы, не обращая внимания на дикие и восторженные возгласы туземцев, выносим из вертолета агитационные листовки и начинаем рассказывать о преимуществах какого-то кандидата", - описывает дальнейшие действия залетных демократизаторов упомянутый активист. Пожалуй, его честный отчет о проделанной им бессмысленной агитационной работе как нельзя лучше показывает, что нельзя насаждать свою общественно-политическую систему везде и всюду.
По иронии судьбы, "остальной мир" спустя время ответил западу тем же, о чем совершенно неожиданно, но с исторической точки зрения абсолютно логично, поведали новостные передачи. Некие грубые молодчики вдруг стали требовать от гулявших по Лондону людей соблюдать законы шариата, что в данном случае сводилось к запрету носить короткие юбки и распивать спиртные напитки. Далее в новостях было сказано, что вызванные прохожими стражи порядка не успели задержать "политически активных" исламских мигрантов. Тем не менее, они успели напомнить западу, что все в этом мире взаимно, и потому ему не стоит задумываться над тем, как осчастливить демократизацией очередную "отсталую и угнетенную диктатурой" страну.