Как только ребенок усваивает первые буквы, педагоги школ ненавязчиво и терпеливо подготавливают его к изучению фонетики. Произносит учитель предложения четко, медленно, на растяжку, по слогам и делает ударение на нужных гласных. Дети учатся прислушиваться к звучанию, произношению и смыслу слов и правильно повторять их.
В русском языке имеется конкретное определение: фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») это подразделение лингвистики, которое изучает речь и объясняет звуковое строение языка (звукосочетания, слоги и правила построения речи).
Фонетичесский анализ состоит в том, чтобы разделить слово на слоги, верно поставить ударение, дать подробную характеристику каждой букве и звуку согласно установленным правилам. Необязательно, чтобы их количество совпадало, некоторые буквы в зависимости от местоположения в слове образуют сразу два звука, а также имеются такие буквы, как "ь" и "ъ", которые вовсе не являются звуками, но влияют на характеристики согласных, рядом с которыми они находятся.
Население России представлено большим количеством народов, различающихся языком и диалектами. Поэтому звуковой анализ в регионах может отличаться. Одно и то же слово иногда звучит по-разному - к примеру, северные народы привыкли окать, в некоторых областях по-разному произносятся буквы "г" и "т". Например, житель центральной России нараспев произнесет слово: "ха-ра-шо", тогда как на северном Поволжье и в Кировской области скажут четко по буквам: "хо-ро-шо".
Содержание:
Анализ состава слов
Первое, с чего начинается фонетический разбор - это изучение звуков, нахождение ударных и безударных гласных. По окончании изучения алфавита преподаватель показывает детям, каким образом сгруппировать буквы и звуки, чтобы в дальнейшем сделать фонетический разбор.
Буквы русского алфавита разделяются на гласные и согласные. По некоторым рекомендациям следует считать й (и краткое) полугласным звуком.
Гласные, в свою очередь, могут быть ударными и безударными: правильно поставить ударение в слове можно с помощью словаря; звуки согласные подразделяются на звонкие и глухие. Глухие - те, что произносятся как бы шепотом : х, п, т, ф, х, ч, ш, щ, ц , звонкие - й, к, н , г, з , в, р , л, д, ж, м, б. Согласные звуки в зависимости от расположения в словах имеют свойства быть мягкими и твердыми. Если согласные расположены после гласных: е, я, ё, и, ю и буквы "ь", они считаются мягкими, если после других гласных - твердыми.
Схема фонетического анализа
Из текста выписываются указанные учителем слова, а затем, уже через дефис пишутся с разбивкой по слогам. Ставится ударение, все буквы записываются в столбик, рядом с ними - в квадратных скобках записывается слово в звуковом или в том виде, как оно слышится, подводится черта и подсчитывается итоговый результат. Далее производится анализ звуко-буквенного разбора. Разница между звуками и буквами в слове может быть количественной, то есть отклонения могут быть в любую сторону, и качественной.
Примеры разбора слов по фонетическому признаку
Как правильно и последовательно разобрать слово по фонетическому признаку можно рассмотреть на примерах:
- Пример №1
Как сделать звуко буквенный разбор слова "весна":
Весна - вес-на - 2 слога;
В – [в] - согл., глухой, мягкий (после в стоит звук е);
е - [э]- гласный, безударный ;
с - [с]- согл., глухой, твердый;
н - [н ]- согл., звонкий , глухой;
а - [а]- гл., ударный.
_______________
5 - [5] или 5 б ., 5 зв.;
В данном примере количество букв и звуков одно и то же, но после "в" слышится и произносится "э", потому что таких звуков, как: е , я, ю - не существует.
- Пример №2
Осень - о-сень - 2 слога;
5 б. и 4 зв., ударение на "о".
В слове "осень" разница в количестве букв и звуков образовалась потому, что "ь" смягчает согласный, стоящий впереди, сам же мягкий знак звуком не является.
- Пример №3
Ягода - я-го-да - 3 слога, "я" - ударная;
"Ягода" - 5 б. и 6 зв.
Это происходит потому, что буква "я" вначале образует сразу два звука: "й" и "а".
- Пример №4
Поход - по-ход - 2 слога, ударная - вторая "о";
5 - [5].
Этот пример интересен тем, что, при одном и том же количестве букв и звуков, в данном случае произношение решительно отличается от правописания. Слышим "пахот", пишем "поход".
- Пример №5
Праздник - праз-ник, "а" по ударением.
8 - [7].
В данном случае при звуковом произношении полностью теряется буква "д".
Хороший преподаватель, разъясняя , как верно сделать звуко-буквенный разбор , сумеет заинтересовать учеников оригинальными примерами, увлечь буквенным разбором незнакомых выражений, глубже познакомить с особенностями речи и диалектами народов разных регионов, показать, что фонетика - это не скучная наука, а изучение русского языка позволяет не только научиться грамотно писать, но и расширить свой кругозор и интеллект.
Видео
На примере этого видео вы узнаете, как правильно делать фонетический разбор слов.