Пиши статьи - зарабатывай вместе с нами! Хочу!

Фонетический разбор слов: как сделать звукобуквенный анализ

+1+2+3+4+5
Загрузка...
Фонетический разбор слов: как сделать звукобуквенный анализ

Комментариев: 0
Автор:

Как только ребенок усваивает первые буквы, педагоги школ ненавязчиво и терпеливо подготавливают его к изучению фонетики. Произносит учитель предложения четко, медленно, на растяжку, по слогам и делает ударение на нужных гласных. Дети учатся прислушиваться к звучанию, произношению и смыслу слов и правильно повторять их.

Разбор слова фонетический

В русском языке имеется конкретное определение: фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») это подразделение лингвистики, которое изучает речь и объясняет звуковое строение языка (звукосочетания, слоги и правила построения речи).

Фонетичесский анализ состоит в том, чтобы разделить слово на слоги, верно поставить ударение, дать подробную характеристику каждой букве и звуку согласно установленным правилам. Необязательно, чтобы их количество совпадало, некоторые буквы в зависимости от местоположения в слове образуют сразу два звука, а также имеются такие буквы, как «ь» и «ъ», которые вовсе не являются звуками, но влияют на характеристики согласных, рядом с которыми они находятся.

Население России представлено большим количеством народов, различающихся языком и диалектами. Поэтому звуковой анализ в регионах может отличаться. Одно и то же слово иногда звучит по-разному — к примеру, северные народы привыкли окать, в некоторых областях по-разному произносятся буквы «г» и «т». Например, житель центральной России нараспев произнесет слово: «ха-ра-шо», тогда как на северном Поволжье и в Кировской области скажут четко по буквам: «хо-ро-шо».

Анализ состава слов

Первое, с чего начинается фонетический разбор — это изучение звуков, нахождение ударных и безударных гласных. По окончании изучения алфавита преподаватель показывает детям, каким образом сгруппировать буквы и звуки, чтобы в дальнейшем сделать фонетический разбор.

Буквы русского алфавита разделяются на гласные и согласные. По некоторым рекомендациям следует считать й (и краткое) полугласным звуком.

Гласные, в свою очередь, могут быть ударными и безударными: правильно поставить ударение в слове можно с помощью словаря; звуки согласные подразделяются на звонкие и глухие. Глухие — те, что произносятся как бы шепотом : х, п, т, ф, х, ч, ш, щ, ц , звонкие — й, к, н , г, з , в, р , л, д, ж, м, б. Согласные звуки в зависимости от расположения в словах имеют свойства быть мягкими и твердыми. Если согласные расположены после гласных: е, я, ё, и, ю и буквы «ь», они считаются мягкими, если после других гласных — твердыми.

Как разобрать слово

Схема фонетического анализа

Из текста выписываются указанные учителем слова, а затем, уже через дефис пишутся с разбивкой по слогам. Ставится ударение, все буквы записываются в столбик, рядом с ними — в квадратных скобках записывается слово в звуковом или в том виде, как оно слышится, подводится черта и подсчитывается итоговый результат. Далее производится анализ звуко-буквенного разбора. Разница между звуками и буквами в слове может быть количественной, то есть отклонения могут быть в любую сторону, и качественной.

Фонетический разбор слов

Примеры разбора слов по фонетическому признаку

Как правильно и последовательно разобрать слово по фонетическому признаку можно рассмотреть на примерах:

  • Пример №1

Как сделать звуко буквенный разбор слова «весна»:

Весна — вес-на — 2 слога;

В – [в] — согл., глухой, мягкий (после в стоит звук е);

е — [э]- гласный, безударный ;

с — [с]- согл., глухой, твердый;

н — [н ]- согл., звонкий , глухой;

а — [а]- гл., ударный.

_______________

5 — [5] или 5 б ., 5 зв.;

В данном примере количество букв и звуков одно и то же, но после «в» слышится и произносится «э», потому что таких звуков, как: е , я, ю — не существует.

  • Пример №2

Осень — о-сень — 2 слога;

5 б. и 4 зв., ударение на «о».

В слове «осень» разница в количестве букв и звуков образовалась потому, что «ь» смягчает согласный, стоящий впереди, сам же мягкий знак звуком не является.

  • Пример №3

Ягода — я-го-да — 3 слога, «я» — ударная;

«Ягода» — 5 б. и 6 зв.

Это происходит потому, что буква «я» вначале образует сразу два звука: «й» и «а».

  • Пример №4

Поход — по-ход — 2 слога, ударная — вторая «о»;

5 — [5].

Этот пример интересен тем, что, при одном и том же количестве букв и звуков, в данном случае произношение решительно отличается от правописания. Слышим «пахот», пишем «поход».

  • Пример №5

Праздник — праз-ник, «а» по ударением.

8 — [7].

В данном случае при звуковом произношении полностью теряется буква «д».

Хороший преподаватель, разъясняя , как верно сделать звуко-буквенный разбор , сумеет заинтересовать учеников оригинальными примерами, увлечь буквенным разбором незнакомых выражений, глубже познакомить с особенностями речи и диалектами народов разных регионов, показать, что фонетика — это не скучная наука, а изучение русского языка позволяет не только научиться грамотно писать, но и расширить свой кругозор и интеллект.

Видео

На примере этого видео вы узнаете, как правильно делать фонетический разбор слов.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему:


Смотреть также

Отзывы и комментарии

Рекомендуем