Как только ребенок усваивает первые буквы, педагоги школ ненавязчиво и терпеливо подготавливают его к изучению фонетики. Произносит учитель предложения четко, медленно, на растяжку, по слогам и делает ударение на нужных гласных. Дети учатся прислушиваться к звучанию, произношению и смыслу слов и правильно повторять их.

В русском языке имеется конкретное определение: фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») это подразделение лингвистики, которое изучает речь и объясняет звуковое строение языка (звукосочетания, слоги и правила построения речи).

Фонетичесский анализ состоит в том, чтобы разделить слово на слоги, верно поставить ударение, дать подробную характеристику каждой букве и звуку согласно установленным правилам. Необязательно, чтобы их количество совпадало, некоторые буквы в зависимости от местоположения в слове образуют сразу два звука, а также имеются такие буквы, как "ь" и "ъ", которые вовсе не являются звуками, но влияют на характеристики согласных, рядом с которыми они находятся.

Население России представлено большим количеством народов, различающихся языком и диалектами. Поэтому звуковой анализ в регионах может отличаться. Одно и то же слово иногда звучит по-разному - к примеру, северные народы привыкли окать, в некоторых областях по-разному произносятся буквы "г" и "т". Например, житель центральной России нараспев произнесет слово: "ха-ра-шо", тогда как на северном Поволжье и в Кировской области скажут четко по буквам: "хо-ро-шо".

Анализ состава слов

Первое, с чего начинается фонетический разбор - это изучение звуков, нахождение ударных и безударных гласных. По окончании изучения алфавита преподаватель показывает детям, каким образом сгруппировать буквы и звуки, чтобы в дальнейшем сделать фонетический разбор.

Буквы русского алфавита разделяются на гласные и согласные. По некоторым рекомендациям следует считать й (и краткое) полугласным звуком.

Гласные, в свою очередь, могут быть ударными и безударными: правильно поставить ударение в слове можно с помощью словаря; звуки согласные подразделяются на звонкие и глухие. Глухие - те, что произносятся как бы шепотом : х, п, т, ф, х, ч, ш, щ, ц , звонкие - й, к, н , г, з , в, р , л, д, ж, м, б. Согласные звуки в зависимости от расположения в словах имеют свойства быть мягкими и твердыми. Если согласные расположены после гласных: е, я, ё, и, ю и буквы "ь", они считаются мягкими, если после других гласных - твердыми.

Как разобрать слово

Схема фонетического анализа

Из текста выписываются указанные учителем слова, а затем, уже через дефис пишутся с разбивкой по слогам. Ставится ударение, все буквы записываются в столбик, рядом с ними - в квадратных скобках записывается слово в звуковом или в том виде, как оно слышится, подводится черта и подсчитывается итоговый результат. Далее производится анализ звуко-буквенного разбора. Разница между звуками и буквами в слове может быть количественной, то есть отклонения могут быть в любую сторону, и качественной.

Фонетический разбор слов

Примеры разбора слов по фонетическому признаку

Как правильно и последовательно разобрать слово по фонетическому признаку можно рассмотреть на примерах:

  • Пример №1

Как сделать звуко буквенный разбор слова "весна":

Весна - вес-на - 2 слога;

В – [в] - согл., глухой, мягкий (после в стоит звук е);

е - [э]- гласный, безударный ;

с - [с]- согл., глухой, твердый;

н - [н ]- согл., звонкий , глухой;

а - [а]- гл., ударный.

_______________

5 - [5] или 5 б ., 5 зв.;

В данном примере количество букв и звуков одно и то же, но после "в" слышится и произносится "э", потому что таких звуков, как: е , я, ю - не существует.

  • Пример №2

Осень - о-сень - 2 слога;

5 б. и 4 зв., ударение на "о".

В слове "осень" разница в количестве букв и звуков образовалась потому, что "ь" смягчает согласный, стоящий впереди, сам же мягкий знак звуком не является.

  • Пример №3

Ягода - я-го-да - 3 слога, "я" - ударная;

"Ягода" - 5 б. и 6 зв.

Это происходит потому, что буква "я" вначале образует сразу два звука: "й" и "а".

  • Пример №4

Поход - по-ход - 2 слога, ударная - вторая "о";

5 - [5].

Этот пример интересен тем, что, при одном и том же количестве букв и звуков, в данном случае произношение решительно отличается от правописания. Слышим "пахот", пишем "поход".

  • Пример №5

Праздник - праз-ник, "а" по ударением.

8 - [7].

В данном случае при звуковом произношении полностью теряется буква "д".

Хороший преподаватель, разъясняя , как верно сделать звуко-буквенный разбор , сумеет заинтересовать учеников оригинальными примерами, увлечь буквенным разбором незнакомых выражений, глубже познакомить с особенностями речи и диалектами народов разных регионов, показать, что фонетика - это не скучная наука, а изучение русского языка позволяет не только научиться грамотно писать, но и расширить свой кругозор и интеллект.

Видео

На примере этого видео вы узнаете, как правильно делать фонетический разбор слов.