У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата резко нарушена координация движений. При усложнении упражнений на координацию замедляется темп выполнения, нарушается синхронность и ритмичность движений рук и ног.
Предоставленные сами себе, эти дети мало двигаются, что препятствует совершенствованию координации движений. Однако если ребенок, в соответствии с его двигательными возможностями, выполняет разнообразные движения, происходит перестройка приспособительных реакций, протекающих в больном организме, в результате которой усиливается их компенсаторный эффект.
Дети младшего школьного возраста с трудом используют в различных условиях деятельности действия, освоенные на уроке. Особенно снижается двигательная активность детей в зимнее время. Мы предлагаем в помощь воспитателю подборку игр и занятий на снегу, развивающих координационные способности детей. Ими полезно заниматься детям во время прогулок.
Активные движения на открытом воздухе дают наибольший эффект в физическом развитии, в повышении работоспособности и закаливании организма. Для таких занятий необходимо заранее приготовить пришкольный участок: сделать небольшие уплотненные снежные сугробы в разных местах участка, обработать их лопатками так, чтобы получились валы с дорожками наверху для ходьбы, бега, спрыгивания, разных упражнений. Можно сделать ворота для подлезания. В двух сугробах можно прорыть лабиринт.
Для скольжения па ногах с разбега нужно сделать ледяные дорожки. На одном конце площадки следует сделать горку для катания на санках, собрать снег в одном месте на высоту 1,5—2 м и сделать наверху небольшую площадку, выровнять скат. С одной стороны горки делается несколько ступенек так, чтобы детям было удобно взбираться.
Ступеньки нужно посыпать песком, а скат горы облить водой. Ученики могут кататься с этой горки уже в первые морозные дни. Более старшие ребята готовят разнообразный материал для игр: лопатки, большие фанерные фигуры зверей, большие «карандаши» для рисования на снегу и т. п.
Игры и занятия на снегу отличаются многообразием организационных форм, но в целом они строятся с учетом общедидактических принципов, основных положений теории физического воспитания, а также с учетом специфики работы в специальной школе.
В каждом конкретном случае выбор организационных форм зависит от характера движения, которое осваивается на занятия, от этапа обучения, условий, в которых они проводится, и двигательных возможностей занимающихся. В этих занятиях следует уделить внимание прежде всего детям, которые отстают по двигательным возможностям, неохотно выполняют упражнения.