Шахматы — старинная логическая игра, которая органически сочетает черты искусства, науки и спорта. Она способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, умению быстро и точно рассчитывать возможные продолжения (серии ходов за себя и противника), воспитанию воли к победе и другие моральные качества. При игре в шахматы ярко проявляются черты характера, способности человека.

Как ходит король в шахматах

Король считается главной, хотя и не самой сильной фигурой. Но именно он имеет самую большую ценность, поскольку попадание его под бой или невозможность совершить следующий ход ведет к поражению в игре и завершению поединка. Он может передвигаться только на одну клетку вперед, назад либо по диагонали. И это не единственное ограничение: эта фигура не может перейти на клетку, находящуюся под боем соперника.

При этом он сам может бить кого угодно, за исключением вражеского короля. В отношениях этих двух «персон» существуют дополнительные правила. Короли враждующих сторон не только не могут «побить» друг друга, но и не могут даже подойти друг к другу на расстояние меньше, чем одна клетка. Целью всей шахматной партии является лишение главной вражеской «персоны» возможности передвижения, символически ее необходимо «взять в плен».

Если король попадает под удар фигуры противника, это называется «шах». В таком случае необходимо вывести его из-под удара, иначе партия будет считаться проигранной. Вывести «царственную особу» из этого положения можно, прикрывая ее другой фигурой, перемещая на другую клетку (если существует такая возможность), или же побив фигуру соперника, которая является источником угрозы.

Иногда главная фигура попадает в так называемую патовую ситуация. Это вариант, когда король не находится под боем, но ему необходимо совершить ход и любой его шаг на следующую клетку ставит его под удар соперника. Патовая ситуация равносильна проигрышу. В случае когда король попадает под бой врага и не может выйти из-под боя никаким способом, ему ставится «мат» и партия считается проигранной.

Как ходит король.

Рокировка в шахматной игре

Король среди прочих возможностей перемещения имеет право совершить так называемую рокировку. Рокировка дает возможность переместить его с центрального положения на доске, которое чаще всего является очень уязвимым, в угол доски. Таким образом, уменьшается количество векторов, откуда можно ожидать угрозы и игрок может сосредоточить свои силы на атаке, а не защите от противника. Различают так называемую длинную рокировку (король меняется местами с ладьей, находящейся на левом фланге) и «короткую» рокировку (обмен местами происходит между королем и ладьей с правого фланга).

Следует отметить, что возможность рокировки доступна только в том случае, если:

  • поле между королем и ладьей не занято другими фигурами;
  • ни король, ни ладья еще не совершили ни одного шага по игровому полю;
  • король не находится под боем ни на текущий момент, ни на новом месте дислокации.

Как правильно выполнить рокировку.

Как ходит королева в шахматах

Самой сильной и могущественной фигурой в шахматной игре является ферзь, или королева. На вопрос, как ходит ферзь в шахматах, легко ответить, ведь ферзь имеет возможность практически неограниченного перемещения по полю. Единственное ограничение, это невозможность переместить фигуру, перешагнув ею фигуры противника. Королева может ходить в любом направлении:

  • на любое количество клеток по вертикали;
  • на любое количество клеток по горизонтали;
  • на любое количество клеток по диагонали.

Королева на шахматной доске несет наибольшую угрозу как вражескому королю, так и другим фигурам. Именно с помощью королевы проще всего поставить сопернику мат и лишить его «войско» обороноспособности. Это возможно благодаря тому, что королева способна поставить под удар фигуры сразу в нескольких направлениях. Часто используется фактор двойной угрозы, когда одновременно ставится шах королю и, пока противник отводит его из-под боя, королева забирает другую фигуру, находящуюся под ударом.

Лишиться королевы, особенно на первых этапах игры, считается большой потерей. Без этой сильной фигуры держать оборону и удачно проводить атаки на вражеском поле становится очень сложно. Поэтому предпринимать все действия, связанные с ферзем, надо обдуманно и осторожно. Королеве всегда нужно обеспечивать хорошее прикрытие и продумывать возможности к отступлению в случае угрозы. Если рассматривается возможность потерять ферзя в обмен на фигуру противника, то равноценным будет только «обмен» на ферзя соперника либо же на несколько других фигур.

Как ходит ферзь.

Важно отметить еще одно свойство королевы, которым не обладает ни одна другая фигура. Побитого ферзя можно «воскресить», восстановив его на доске. Чтобы осуществить подобную «реинкарнацию», необходимо добраться пешкой до последней клетки на поле противника. После этого утраченная королева возвращается владельцу и устанавливается на любую клетку поля. Примечательно то, что при повторном достижении пешкой последней клетки поля противника, игрок может получить дополнительно второго ферзя, и даже третьего или четвертого.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как ходят шахматные фигуры.