Пиши статьи - зарабатывай вместе с нами! Хочу!

Как читать табулатуру для гитары

+1+2+3+4+5
Загрузка...
Как читать табулатуру для гитары

Комментариев: 0
Автор:

Гитаристам хорошо известен альтернативный вариант записи музыкальных произведений для гитары под названием «Табулатура». Он существенно отличается от традиционного способа записи музыкальных звуков с помощью нотных обозначений на нотном стане (нотоносце). Можно даже больше сказать — эти две системы различаются самим принципом записи музыкальных звуков.

Что такое табулатура

Введение

Нотный стан и нотные знаки передают высоту и длительность звуков, а также метроритм и динамику произведения с помощью специальных условных обозначений. Табы же часто ничего из этого не содержат. Лишь в более прогрессивном своём виде она может передать длительность и метроритм.

Табулатурой пользуются в основном блюзовые, джазовые и рок гитаристы. Музыканты, играющие на классической гитаре, в большинстве своём табулатуру не жалуют. Иные из них полностью игнорируют такой способ записи музыки, считая его уделом безграмотных музыкантов. Но так крайне отрицательно относиться к табулатуре и к собратьям по инструменту, конечно, не следует. Тем более упрекать собратьев по инструменту в «безграмотности». Известно много талантливых и даже гениальных гитаристов, не знающих нотной грамоты. Однако это им не помешало стать известными музыкантами. Пример — знаменитый испанский гитарист фламенко Пако де Лусия, выучивший ноты только в 40 лет, будучи уже на вершине славы.

Но если учиться музыкальной грамоте хотят не все, то желание играть на популярном музыкальном инструменте имеется у многих. И в этом таким музыкантам вполне поможет именно табулатура. Но только не все знают, как пользоваться табулатурой, иными словами, как по ней играть. Ниже подробно рассматриваются все моменты, дающие развёрнутый ответ на вопрос о том, как читать табулатуры для гитары.

Как писать табулатуры

Виды табулатур и основные обозначения

Простейшая табулатурная запись

Сначала — обзор основных обозначений, используемых в самом лёгком варианте табулатурной записи. Вместо нотного стана, здесь представлена табулатурная сетка, состоящая из шести горизонтальных линий:

———————————————————————————————— 1

———————————————————————————————— 2

———————————————————————————————— 3

———————————————————————————————— 4

———————————————————————————————— 5

———————————————————————————————— 6

Эти шесть линий схематически соответствуют шести струнам гитары, которые обозначаются цифрами от 1 до 6. То есть, верхняя горизонтальная линия — это схематическое изображение первой (самой тонкой) струны. И так далее по порядку. Под номером 6 графически обозначена самая толстая струна на гитаре — шестая. Соответственно для записи партии бас-гитары берутся 4 линии или 5 (имеются пятиструнные бас-гитары). Семиструнные инструменты стали непопулярными, но в их случае табулатурная сетка будет состоять из 7 линеек.

В стандартном строе струны гитары обозначаются следующими латинскими буквами, обозначающими музыкальные звуки по международному образцу:

  • 1-я струна — буквой E (звук Ми);
  • 2-я струна — буквой B (Си);
  • 3-я струна — буквой G (Соль);
  • 4-я струна — буквой D (Ре);
  • 5-я струна — буквой A (Ля);
  • 6-я струна — буквой E (Ми).

Такой строй гитарных струн называется ми минорным строем гитары. Название строя определяет полученный аккорд ми минор на большинстве струн (аккорд ми минор образуют звуки 1-й, 2-й, 3-й и 6-й струн).

Ноты и условные обозначения

Улучшенный вид табулатуры

Улучшенный вид табулатурной сетки с буквенным обозначением струн и табулатурной сетки (латинские буквы TAB в начале сетки):

E ———————————————————————————————- 1

B —- T ————————————————————————————— 2

G —- A ———————————- ————————————————— 3

D —- B ——— —————————————————————————— 4

A ———————————————————————————————- 5

E ————— ——————————————————————————- 6

Звуки на табулатуре, собственно, нельзя назвать звуками мелодии, которую можно сыграть на любом инструменте. Дело в том, что на ней обозначаются не сами музыкальные звуки, или ноты, как в случае нотоносца, а только место на грифе гитары, где расположен нужный музыкальный звук.

Вот как это может выглядеть (номера струн в конце линий можно убрать, их редко пишут):

E——————————-0—1—3—5—————5———

B——-T——————1————————5———5———

G- —-A————2———————————-5——5———

D—— B——————————————————-7———

A— ————————————————————————

E————————- ————————————————

Цифры на линейках (струнах) означают место на грифе гитары, где нужно прижимать соответствующие струны пальцами левой руки. То есть цифра — это номер лада грифа. В примере выше мелодия начинается со звука, для получения которого нужно прижать 3-ю струну на II ладу и привести её в колебание пальцем правой руки.

Отдельно следует сказать о цифре 0: так обозначается открытая (не прижатая ни на каком ладе) струна.

Так как табулатура, как и страницы обычного буквенного текста в книге, читается слева направо, а цифры с самого начала расположены в горизонтальной последовательности, то звуки должны извлекаться друг за другом в строгом порядке. В конце записи четыре звука расположены друг под другом по вертикали (на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах). Такое расположение звуков обозначает одновременное их извлечение. В результате получается созвучие — аккорд.

Другие виды табулатуры

Рассмотренный вариант табулатуры относится к простейшему способу записи музыкальных произведений в графическом виде. Им пользуются гитаристы при «снятии» мелодий с дисков, аудиофайлов, с концертов. То есть, в экспресс-режиме, как наброском, черновиком. Другими словами, такие табы просто перечисляют звуки, следующие друг за другом.

Ну и как можно читать табы в таком виде? Легко! Но, к сожалению, только тому гитаристу, который их записал или хорошо знает отображённую мелодию. А если музыкант, в чьи руки попадёт такая писанина, понятия не имеет, как должна звучать запечатлённая на бумаге (или в интернете) череда цифр на табулатуре, то он ничего путного и не сыграет. Не зная мелодии, при отсутствии обозначений длительностей звуков, не имея перед собой ни малейшего намёка на метроритм, по табам простейшего вида можно лишь что-то новое создать. Правда, очень далёкое от оригинала.

Есть вариант: по названию музыкальной пьесы, табулатура которой представлена, найти её аудио или видеозапись в интернете, прослушать и тогда сыграть будет легче. Но это отнимает время, а время сейчас — дорогое удовольствие. Поэтому заниматься такими табулатурами времени нет.

К счастью, имеются и более прогрессивные виды табулатур, читать и играть с которых уже значительно легче.

Например, вот такая запись:

E——- —1—0————————- ———I——— ————————— ——— II

B—T—— ———-3—1—0————- ——I——— — ———————————— II

G—A—— ————————2—0—— —-I——- —————————- ——— II

D—B——- ———————————-3- —I—- 2 — 0———————————-II

A———— ———————————— —-I————- 3==========——— — II

E———— ———————————— —I————— ————————— —- II

Beat ——-1—&—2—&—3—&—4—&——1—&—2—&—3—&—4—&

Табулатурная сетка в этом примере разделена вертикальными линиями на отрезки, которые называются тактами. То есть запись состоит из двух тактов, причём второй такт закрыт двумя вертикальными линиями, что означает конец записи.

Внизу табулатуры указывается счёт, приходящийся на каждый звук. Счёт на четыре четверти (раз и, два и, три и, четыре и). В этом случае гитаристу известен метроритм пьесы с тактовым размером 4/4 и длительности всех звуков. Все звуки первого такта — восьмые. Во втором такте первые 2 звука также восьмые, а последний — половинный, длящийся на счёт «два и, три и». На длительность последнего звука указывают двойные штрих-линии после звука (3==). На последний счёт такта («четыре и») ничего не должно звучать (пауза).

Может встретиться такой вариант:

E——- —1—0————————- ——-I——— ————————— ——— II

B—T—— ———-3——-1————- ——I——— —— —————————— II

G—A—— —————————-0—— —-I——- —————————- ——— II

D—B——- ———————————— —I—- 3 — 2—-0—————————-II

A———— ———————————— —-I————- ————3—————- — II

E———— ———————————— —I————— ————————— —- II

duration: e—e—q——-q———q—————e—e—-q———h

В этом примере под (или над) табулатурой буквенными обозначениями указываются длительности соответствующих звуков. Буквы — в основном не что иное, как первая буква от названия длительности нот:

w (whole) — соответствует целой ноте (четыре счёта); h (half) — соответствует половинной ноте (два счёта); q (quarter) — соответствует четвертной ноте (один счёт); e (eighth) — соответствует длительности восьмой ноты (2 ноты на один  счёт) s (sixteenth) — соответствует шестнадцатой нота (4 ноты на один счёт).

Как читать табы для гитары

Некоторые технические обозначения в табулатуре

В заключение можно привести некоторые обозначения технических приёмов игры на гитаре. На примере вот  такой табулатуры:

E—10^12———————————————9s11-

B————4h5p4———————/8——-5\—————

G——5/9——————- 6b8r6 —————————-

D——————————————————————

A——————————————————————

E——————————————————————

Обозначения на первой струне означают:

  1. 10^12 — легато, а также бенд (в этом случае подтяжка на тон: прижимается струна на X ладу, и подтягивается до звука XII лада). В этом случае можно применить любой приём, так как они похожи по своему эффекту.
  2. 9s11 — приём слайд (скольжение пальца по струне с IX к XI ладу).

Обозначения на второй струне:

  1. 4h5p4 — восходящее легато (hammer — h) c IV на V лад (4h5), а затем нисходящее легато (pull — p) c V на IV лад (p4);
  2. /8 — слайд из ниоткуда (въезд к VIII ладу из произвольного места на этой же струне с I по VII лад).
  3. 5\ — слайд в никуда (после извлечения звука на V ладу палец левой руки движется по струне в нисходящем движении к грифу гитары).

На третьей струне:

  1. 5/9 — слайд от V к IX ладу;
  2. 6b8r6 — бенд на VI ладу (подтяжка на целый тон, должен звучать звук VIII лада в части 6b8); r6 означает возврат подтяжки в основной звук (звук VI лада), ребрендинг.

Всех обозначений табулатур в одной статье трудно охватить. Но основные понятия, как читать табы, здесь имеются.

Видео

Этьо видео поможет вам научиться читать гитарные табы.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему:


Смотреть также

Отзывы и комментарии

Рекомендуем