"Собачий вальс" - наверное, одна из самых известных во всем мире пьес для фортепиано!
Все, кто с детства хотел научиться играть на клавишном инструменте, но так и не занялся этим всерьез, наверняка выучили знаменитый "собачий вальс". Следует заметить, что это не самое простое, что можно сыграть на фортепиано, есть и песенки намного легче, но именно "вальс" пользуется такой популярностью и любовью большинства. Можно предположить что так происходит потому, что пьесу можно играть двумя руками, и делать это в данном случае достаточно просто, а такая "двуручная" игра дает возможность исполнителю почувствовать себя настоящим пианистом.
Конечно же, такое распространение музыка "собачьего вальса" получила благодаря своей незатейливости, легкости, простоте и, главное - веселой и быстро запоминающейся мелодии.
Содержание:
Несколько интересных фактов
Парадоксом является то, что "собачий вальс" абсолютно не является вальсом как таковым, так как имеет двухдольный размер, а вальс, как известно, изложен в трехдольном. По стилистическим особенностям он ближе к польке (чешскому танцу) и галопу (танец, популярный в Европе в 19 в.) . Есть также и трехдольный "вальс", однако, он не получил широкого распространения.
Оказывается, что данную "игривую" мелодию хорошо знают под разными названиями, любят и активно исполняют в очень многих странах мира.
Смешные именования пьесы у разных народов
Наверняка эти названия вас позабавят:
- "Блошиный вальс";
- "Кошачья полька";
- "Кошачий марш";
- "Я наступил на кошку";
- "Кошачий танец";
- "Ослиный марш";
- "Маленькие обезьянки";
- "Полька дураков";
- "Шоколадница";
- "Котлеты";
- "Котлетный вальс";
- "Калле Йоххансон".
В общем, названия музыки соответствуют ее шуточному характеру.
Также есть и другие названия произведения, все их собрала воедино и изучила Хироми Окетани - музыковед из Японии.
Как играть "Собачий вальс" на пианино?
Не глядя в ноты, его на пианино может сыграть любой, начиная с детей 7- 8 летнего возраста, нажимать придется почти только черные клавиши.
Как найти нужные клавиши на фортепиано не зная нот:
- Необходимо найти первую октаву. Все черные клавиши на пианино группируются поочередно по две и три, итого в каждой октаве - пять темных клавиш. Первая с левого края фортепиано - это последняя клавиша субконтр октавы, последующие 5 - контр октава, далее расположены еще по пять клавиш большой и малой октав, а после - необходимая первая.
- Первой играется (черная) клавиша, расположенная восемнадцатой с левого края пианино.
- Далее, для удобства следует найти все ноты, которые нужно сыграть и пронумеровать их (считая с левого края клавиатуры фортепиано): 19-я, 18-я, 17-я,16-я,14-я, 13-я, 12-я.
- Также нужно будет использовать и пару белых клавиш: справа от 16-й и слева от 19-й
- Теперь нужно нажать на клавиши в нужном порядке:
- 18-17-14-19/16-19/16 (две одновременно), и еще раз: 18-17-14-19/16-19/16.
- Дальше немного по-другому:18-17-14-19/16-13-19/16-12-нажать на две белые клавиши, которые расположены справа от 16-й и слева от 19-й два раза подряд.
- После чего: 18-17-12-белые-18-17-12-белые-18-17-12 -белые-13-белые-14-16/19-16/19.
- Окончание вальса: 14-16/19-13-16/19-12-белые клавиши (два раза),12-белые-13-белые-14-16/19 - повторяется неизменно два раза.
- Ритмический рисунок нужно запомнить на слух.
Ноты
Для начинающих ноты знаменитого "вальса" для фортепиано покажутся не такими уж и простыми, дело в том, что они написаны в тональности Ges-dur, или "соль-бемоль мажор", которая имеет шесть бемолей. Для бывалого пианиста - это проще простого, а вот новичку с этими бемолями придется повозиться.
Начинающему музыканту намного легче будет запомнить ноты данной мелодии через визуальное восприятие, то есть чтобы кто-то показал как это делается.
Также есть ноты пьески в энгармонически равной диезной тональности Fis-dur, или "фа-диез мажор".
Энгармонически равные - разные на бумаге, но одинаковые на клавиатуре, например: соль диез - ля бемоль, си бемоль-ля диез и т. д.
Суть в том, что некоторым музыкантам удобнее играть в диезных тональностях, а некоторым - в бемольных.
Загадочная и интересная история возникновения музыки
На самом деле автор этого произведения остается неизвестным, однако, в силу распространенности собачьей "польки", складывается много историй и разнообразных версий, рассказывающих о том как возникла данная музыка, вот пару из них:
- Самой распространенной является версия об авторстве Шопена, это заблуждение сложилось оттого, что у Фредерика Шопена также есть произведение, которое он сам назвал "Вальс маленькой собачки" - это шуточное музыка написана под впечатлением от собачки самой Жорж Санд, Маркиза. Однако, там совершенно другая мелодия.
- Еще одна известная версия авторства, которую доказывал музыковед Эрик Бауман - Фердинанд Ло, но как выяснилось - это была шутка Баумана, и Ло оказался вымышленным персонажем.
Тема мелодии в искусстве
Несмотря на простоту и некую примитивность данной музыки, она все же имеет свои плюсы и достоинства, оцененные временем и многими людьми. Это в первую очередь игривость и шуточный характер мелодии, очень гармонично и естественно льющиеся из каждой ноты, во-вторых - ее очень легко играть, и в третьих - она очень быстро запоминается.
Именно поэтому, данную музыкальную тему использовали разные представители искусства в своих работах, например: в "Поэме одиночества" Леонида Андреева, в документальном фильме о разных слоях общества Андрея Картавцева, а также в некоторых мультсериалах, кукольных театрах и т. д.
Музыка во все времена радовала и отвлекала людей от обыденности, но не все имеют возможность профессионально заниматься на каком-то инструменте. Такие мелодии, как "Собачий вальс", дают возможность в любом возрасте, не умея играть, почувствовать и себя пианистом и порадоваться незатейливой и веселой мелодии в собственном исполнении.