Странный, казалось бы, вопрос с очевидным ответом. Существует целый класс людей, вынужденных по долгу службы иметь дело с массой разного рода документов, далеко не всегда содержательных. Не было бы заманчиво решить проблему раз и навсегда, научившись извлекать из текста именно то, что нужно, не засоряя сознание лишней информацией? Освободить месяцы, а то и годы для более содержательных и приятных занятий? И при этом дисциплинировать внимание и память? С другой стороны, много ли найдется ценителей великих произведений, пожелавших увеличить скорость чтения в 3–6, возможно, более раз, чтобы иметь счастье поглощать таким же образом соответственно возросшие объемы классической литературы? Даже звучит как-то кощунственно чуть-чуть…

Быстро значит качественно?

В общем, вопрос очевиден далеко не для всех. Существуют сторонники крайних взглядов, непримиримые антагонисты, и те, кто предпочитает зреть в корень в поисках золотой середины. Схематично подход вполне ясен, он кратко изложен в википедии и более или менее подробно – во введениях ко множеству курсов, представленных в выдаче поисковика. Суть в приемах, позволяющих избавиться от привычек проговаривать текст про себя и возвращаться к уже прочитанному, расширить поле зрения, научиться выхватывать из текста ключевые слова, концентрировать внимание. Нет смысла еще раз сжато формулировать общеизвестное. Гораздо интереснее хотя бы бегло попытаться посмотреть на предмет с разных ракурсов и обнаружить неожиданные стороны, прислушаться к мнениям тех, кто не может не вдумываться глубоко в окружающее; и там, где одни видят лишь возможность малой кровью «спихнуть» экзамен по пустопорожнему и постылому курсу, эти «держатели акций безумных идей» прозревают сермяжную правду.

В отличие от театра, где положено сопереживать драме, в жизни большинство предпочитает ей продолжительное созерцание изукрашенного занавеса, а по окончании зрелища можно плодотворно провести время, делясь впечатлениями в социальных сетях. Но, в конце концов, может быть, стремление проникнуть в суть вещи вместо того, чтобы послушно очаровываться единственной ее стороной, представленной нам не всегда добросовестными интерпретаторами, и есть самый верный путь экономии времени, способный сохранить не месяцы, а годы и десятилетия, если определять не паспортный возраст, а продолжительность осмысленной жизни. Что и является самым логичным методом измерения.

Так вот, о скорочтении, раз уж речь о нем. Например, широко известно, что привычка произносить читаемый текст про себя замедляет процесс. Избавимся от нее – и дело в шляпе. Но гораздо менее широко – что «проговариваемый» текст попадает в сознание и лишь потом оценивается эмоционально, а в противном случае – наоборот. Таким образом, с точки зрения некоторых психологов, это два разных текста. Или еще пища для размышления. Добросовестные упражнения в быстром чтении тренируют память. Но при этом, если попытаться вспомнить все, что прочитано хотя бы за последний месяц – не припомнишь десятой части даже тем прочитанного, не говоря уж о содержании. В связи с чем возникает крамольный вопрос: не является ли эффективным способом сбережения времени отказ от потребления – и уж заодно и от воспроизводства – словесного мусора? Намедни попалось ужасное в своей меткости выражение – «инфляционная литература»…

Некоторые сравнивают сторонников скорочтения с человеком, пробежавшим по всему Русскому музею, не задерживаясь в каждом зале более пяти минут. Так вот, один советский писатель рассказывал о своем внуке. У сего отрока способность к быстрому чтению развилась естественным образом, по-другому он просто не читал. Дедушка с провокационными целями подсунул ему некую по-настоящему стоящую книгу. И обнаружил, что внук стал постепенно замедляться и в итоге стал читать так же, как и все нормальные люди без сверхспособностей. То есть, чтение может быть не только быстрым, но динамическим, а лучше – творческим. Все это похоже на преамбулу, за которой, наконец, должны последовать советы о том, как же все-таки «быстро овладеть быстрым чтением», где скрывается волшебная пилюля, по проглатывании которой все образуется само собой.