Невозможно переоценить значение моторного масла для бесперебойного функционирования оборудования. Фактически масло для механизмов имеет такое же значение, как и система кровоснабжения для человеческого организма. Автомасла, прошедшие тщательную проверку, могут дать много полезной информации о техническом состоянии механизмов.
В последние десятилетия, когда мир становится все более развитым, инвестиции в исследования и разработки новых видов автомасел возросли в геометрической прогрессии.
О различных видах масел подробно написано ниже.
Моторное масло
В двигателе имеется множество подвижных элементов, таких как поршень, распредвалы, клапаны и прочее. Моторные масла необходимы для увеличения износостойкости подвижных частей. Они производятся как на нефтяной основе, так и на основе синтезированных химических соединений.
В состав моторного масла обычно входят базовые масла с различными добавками (присадками). Автомасло должно соответствовать следующим характеристикам.
Противодействие коррозии. Металлические части, покрытые маслом, не подвергаются воздействию кислорода, поскольку масло препятствует окислению при высоких рабочих температурах. В состав моторного масла также могут входить добавки, которые способствуют предотвращению коррозии.
Высокая теплоемкость. Моторное масло во время работы подвергается очень высоким температурным воздействиям и в какой-то мере рассеивает тепло. Таким образом, масло должно обладать достаточно высокой теплоемкостью.
Вязкость. Считается, что моторные масла с целью предотвращения прямого контакта образуют разделительную пленку на поверхности соседних подвижных элементов, уменьшая при этом теплоотделение, возникающее вследствие трения. Вязкость является ключевым параметром, определяющим возможности тонкого слоя пленки в обеспечении смазки. Моторные масла с большей вязкостью, как правило, образуют более тонкий слой смазки при высоких температурах. Поэтому моторное масло должно соответствовать типу двигателя, в котором оно используется. В случае с дизельным двигателем оно должно обладать более высоким индексом вязкости по сравнению с маслом, используемым в бензиновом двигателе.
Очищающая способность. Моторное масло должно сохранять двигатель в чистоте и минимизировать накопление осадка в масле. В состав многих моторных масел входят очищающие средства, обеспечивающие чистоту двигателя. Выделяют несколько типов моторных масел в зависимости от их предназначения. Общество инженеров автомобильной промышленности (SAE) для классификации масел по их степени вязкости использует числовой код.
Тормозная жидкость / масло муфты
Тормозная жидкость представляет собой некую смесь для гидравлических тормозов, которую также используют и в сцеплениях мотоциклов. Она необходима для преобразования силы в давление, а также для усиления тормозной силы. Жидкость работает, потому что является практически несжимаемой. Тормозная жидкость должна соответствовать определенным характеристикам.
Точка кипения. Тормозная жидкость в колесных цилиндрах барабанных тормозов и дисковых тормозных суппортах подвергается влиянию очень высоких температур. Во избежание испарения она должна иметь высокую точку кипения. Испарение является проблемой, поскольку у паров более высокая сжимаемость по сравнению с жидкостью.
Вязкость. Вязкость необходима для надежной и последовательной работы тормозной системы. Тормозная жидкость должна поддерживать постоянную вязкость при широком диапазоне температур.
Сжимаемость. Тормозные жидкости должны иметь низкую степень сжимаемости, которая под воздействием температур не должна значительно изменяться.
Антикоррозийность. Тормозная жидкость не должна разъедать металлы, используемые внутри деталей, таких как суппорты, тормозные цилиндры, главные цилиндры и клапаны управления ABS. Жидкость также должна защитить детали от коррозии. Некоторые добавки (ингибиторы коррозии) также примешивают для этих целей.
Охлаждающая жидкость
Хладагент представляет собой жидкость, которая течет через устройство, чтобы предотвратить его перегревание путем передачи тепла к другим механизмам, которые используют или рассеивают его. Идеальная охлаждающая жидкость должна обладать определенными свойствами.
Высокая теплоемкость. Теплоемкость отражает степень отношения количества тепла, полученного объектом, к итоговому изменению его температуры. При одинаковом нагревании хладагент с высокой теплоемкостью будет иметь меньшее повышение температуры по сравнению с хладагентом с низкой теплоемкостью.
Низкая вязкость. Вязкость – это сопротивление протеканию. Так как охлаждающая жидкость необходима для обтекания компонентов, которые должны оставаться холодными, желательно, чтобы она обладала низкой вязкостью.
Химическая нейтральность. Таким свойством хладагент должен обладать, чтобы избежать повреждения деталей, которые с ним взаимодействуют.