Наступивший 2017-й год преподнёс жителям Екатеринбурга от мэрии города сразу два неприятных транспортных «антиподарка»: отмена 114 маршрутов и рост тарифов — на разовые поездки и по Е-карте (местный электронный проездной). Новинки вызвали бурю возмущения как среди обычных горожан, так и представителей властей.
Итак, начнём с первого сюрприза. Накануне 2017 года глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб утвердил постановление, вводящее новую транспортную схему. Документ опубликован на сайте мэрии города. Ожидается, что с 1 июля, в аккурат через полгода, в столице Среднего Урала уйдут в историю сразу 114 привычных транспортных маршрутов — свыше 60 автобусов, около 20 трамваев и 8 троллейбусов. В частности, мэрия отменяет автобус, связывающий железнодорожный вокзал и аэропорт, маршрутку, на которой ездила едва ли не половина жителей Химмаша (микрорайон расположен в более чем 10 километрах от центра), а также трамваи, следующие с севера города (микрорайоны Уралмаш и Эльмаш) в его западную часть (ВИЗ). Отметим, «рогатые», четырёхколёсные и рельсовые удачно связывают удалённые районы мегаполиса. Благодаря этому люди могут избежать поездок с пересадками, а значит, сэкономить на проезде. Правда, транспорт иногда приходится ждать очень долго. Новая система не затронула только метро.
Взамен отменённых маршрутов появятся новые линии, но их будет меньше. По задумке авторов проекта, фонда «Город PRO», пассажирам придётся делать пересадки. Зато транспорт будет ходить чаще. Значит, люди смогут быстрее добираться и не стоять долго на остановках. Достаточно выехать с точки «А» в зону «Б», а далее пешком или пересесть на другой транспорт. А раньше приходилось ждать маршрут, назовём его условно «Чебурашка», и ползти на нём через весь город. За 26 рублей. Почти без пересадок, но долго. Правда, эти «26 рублей» уходят в прошлое, поэтому платить придётся больше. Плюс пересадка. Значит, поездка «влетит» в копеечку. А повышение скорости передвижения по городу? С учётом городских пробок такая задумка ставится под большой вопрос. Также непонятно, как пассажирам без ущерба для своего кошелька ездить с пересадками. Мэрия заявляет о разработке повременных тарифов, но это пока разговоры. Не более.
Транспортная система вызвала в Екатеринбурге большой переполох и бурю возмущения. Автору проекта, директору фонда «Город PRO» Ларисе Бузуновой недовольные горожане написали угрозы. Люди заявили о муках, на которые она обрекла уральцев, в связи с необходимостью ездить с пересадками и прокляли её.
Новую маршрутную сеть подверг критике уральский депутат Госдумы Андрей Альшевских. Бывший городской парламентарий в социальных сетях отметил, что мэрия Екатеринбурга не поинтересовалась мнением жителей города. Люди уже генетически привыкли, что, к примеру, трамвай «единица» ходит на улицу Волгоградскую с микрорайона Вторчермет, а «четвёртый» возит горожан со станции «Южной» на остановку «Шарташ». Такой порядок вещей действует не менее 40 лет. Происходит сильная ломка сознания. Также Альшевских поставил под сомнение квалификацию авторов проекта:
«Объясните мне, пожалуйста, другое. Какое образование должно быть у людей, чтобы выполнить научную работу по общественному транспорту? Какой опыт? Сколько оптимизаций они уже придумали? В каких городах? Ни одной же. А чего добились, кроме ярких постов в соцсетях? Допустим, молодые люди умеючи прикрываются именем американского эксперта Jarrett Walker, с которым сотрудничают. Хорошо, обозначьте его конкретные достижения в создании новой транспортной схемы для Екатеринбурга. Не прячьтесь за фразой "про коммерческую тайну". Также интересует, какую ответственность "Город.PRO" возьмёт на себя, если придумки провалятся при реализации? Из соцсетей удалятся?! И то ведь сомнительно, что решатся».
Оскалившиеся горожане забросали жалобами прокуратуру и подготовили акцию протеста. Надзорное ведомство уже начало проверку. Экспертам предстоит определить удобство новой схемы для уральцев, а также оценить законность её внедрения. На администрацию города попытаются повлиять участники митинга. Акция против отмены маршрутов запланирована на 31 января. Мероприятие состоится на традиционном «митинговом» месте — на площади Труда.
К слову, за транспортную новинку вступились бывший городской депутат Леонид Волков, представляющий предвыборный штаб Алексея Навального, член Общественной палаты Екатеринбурга Екатерина Петрова и, конечно же, сторонники авторов проекта. Они акцентируют внимание на созревшей необходимости смены системы и говорят, что «Город PRO» — молодцы.
Сюрприз номер два. В уральской столице подорожал проезд. В первую рабочую неделю января представители Региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области подняли тариф на два рубля — с 26 до 28 «деревянных». Документ опубликован на сайте РЭКа. Рост стоимости проезда был ожидаем. Транспортники требовали вздёрнуть планку до 35 рублей. Такую необходимость они пояснили большими убытками от перевозок и уменьшением числа пассажиров. Однако энергетики не стали подливать масло в огонь возмущения и ограничились двумя рублями. Платить больше в общественном транспорте жителям придётся с 1 февраля. Примечательно, в последний раз тариф в Екатеринбурге поднимали накануне тогда ещё нового 2016 года. Чиновники стоимость проезда повысили с 23 до 26 рублей. Столица Среднего Урала в категории затрат на разовую поездку в транспорте уступает только Москве и Санкт-Петербургу.
Вслед за стоимостью проезда администрация повысила тарифы по электронным проездным билетам. Постановление Якоба 18 января было опубликовано на сайте мэрии Екатеринбурга. С 1 февраля выросли расценки по всем тарифным планам Е-карты. Основной удар пришёлся на престарелых пассажиров. Так, обладателям безлимитной социальной карты предстоит платить 1000 рублей вместо прежних 426. В целом расценки выросли в зависимости от тарифа на разные суммы — от 40 до 500 рублей.
Естественно, такой «подарок» вызвал недовольство горожан, и они высказались весьма не лицеприятно, назвав чиновников «собаками женского пола». Представители оппозиции заявили об обжаловании новых расценок в суде. Уже упомянутый депутат Госдумы Андрей Альшевских пообещал постараться остановить этот беспредел. На своей странице в facebook он отметил, что из-за новой транспортной системы и роста тарифов пострадают, прежде всего, пенсионеры, которые станут заложниками в собственных квартирах.