Ближе к зиме перед начинающими и не только начинающими автомобилистами встаёт проблема выбора зимней резины. Кто-то уже давно решил для себя этот вопрос, а кто-то продолжает сомневаться: какая зимняя резина лучше? Шипы или липучка? Правда, есть и такие, что всю зиму ездят на летних шинах! Но это уже тема для отдельного разговора, который, вероятнее всего, очень быстро сведётся к обсуждению наличия чувства самосохранения у некоторых представителей рода человеческого.
Ну а мы всё-таки попробуем разобраться, что лучше — шипы или липучка. Начнём, как обычно, с теории и рассмотрим, что представляют собой эти два типа шин, и чем они различаются.
Содержание:
Какой бывает зимняя резина
Шипованная резина («шиповка»)
Для этого вида шин характерен жёсткий состав резины, и как можно понять из названия, наличие металлических шипов. Шипы выдаются над поверхностью протектора примерно на полтора миллиметра. Собственно они и отвечают за сцепление с ледяной поверхностью дороги. Наличие металлических шипов сокращает тормозной путь до 50 процентов, а также снижает вероятность заноса автомобиля.
Шипованные шины следует ставить непременно на все колёса. Комбинирование такой резины с другими видами снижает уровень безопасности на зимней дороге.
Сами шипы состоят, как правило, из сердечника, изготавливаемого из твёрдых сплавов, и корпуса из сплава свинца и стали. Корпус обычно оцинковывается, что защищает его от коррозии. Допускается изготовление корпуса шипа из пластмассы. Длина всего шипа составляет до 30 мм. В этом случае все зависит от толщины протектора. Но его выступающая часть, в случае с легковыми автомобилями, составит всего до 1,5 мм.
Принцип действия шипованной резины очевиден: шип под воздействием массы автомобиля вдавливается в обледеневшую поверхность, что и обеспечивает сцепление шины с поверхностью дороги.
Фрикционная резина («липучка»)
В отличие от предыдущего вида шин, не имеет шипов. Нешипованная шина имеет особый состав резины, который делает её мягче и эластичней шиповки. Характерной особенностью липучки можно назвать особый рисунок и глубину протектора (который глубже, чем у шипованной резины), а также большое количество ламелей, то есть, мелких прорезей в блоках протектора. Ламели расположены под определённым углом, что также играет важную роль для сцепления шины с дорогой.
В зависимости от жёсткости липучку подразделяют на два вида: «скандинавский» (мягкий вариант) и «европейский» (более жёсткий) вид. «Скандинавская» липучка имеет более мягкий состав резины и большее, чем у «европейской», количество ламелей. Помимо этого, в состав такой резины часто добавляется кремниевая крошка, что, безусловно, увеличивает сцепление шины с поверхностью дороги. «Европейский» вариант липучки изготавливается из более жёсткой резины. Она имеет меньшее количество ламелей и более крупный рисунок протектора, что повышает устойчивость автомобиля на асфальтированной поверхности дороги.
Липучка работает следующим образом: под давлением, оказываемым массой машины, ламель в месте соприкосновения с поверхностью дороги раскрывается, и шина «прилипает» к дороге. Этот принцип действия, собственно, и дал название липучке.
А что на практике?
Пожалуй, и тут следует начать именно с шипованной резины, поскольку по результатам ряда опросов, большинство (пусть и не подавляющее) автолюбителей в нашей стране отдаёт предпочтение именно этому виду.
Основной аргумент, который приводится в этом случае, заключается в том, что шипы зимой обеспечивают лучшее сцепление с дорогой. Это, безусловно, важно с точки зрения безопасности. Особенно если вы живете где-нибудь в пригороде, и вам постоянно приходится ездить по извилистым просёлочным дорогам. В городе, где дорожное покрытие зимой часто остаётся «чистым», без наледи, дело обстоит несколько иначе.
На асфальте шипы довольно быстро стираются. Хотя, на современной резине этого типа при соприкосновении с асфальтом шипы просто вдавливаются в протектор. В основе работы этого механизма лежит тот простой факт, что плотность льда меньше, чем плотность асфальтового покрытия. Поэтому, если вы будете ехать по льду на шиповке, она, как ей и положено, обеспечит необходимое сцепление с поверхностью дороги. Однако, при низкой температуре от -30° C и ниже даже металлические шипы становятся бесполезными, так как на таком морозе лёд становится гораздо тверже.
Среди прочих минусов шипованной резины можно также назвать уровень создаваемого ей шума, а также увеличение расхода топлива. Последний фактор часто является определяющим для многих автолюбителей. Ну и как уже было сказано, в городских условиях на чистой и, как это часто бывает в городе, мокрой поверхности шиповка не справляется со своей функцией. Более того, на такой дороге снижается управляемость автомобиля, значительно увеличивается тормозной путь, а сама резина изнашивается гораздо быстрее. К тому же шипы портят само асфальтовое покрытие. Более того, если вы зимой решите поехать в Европу, придется менять резину, ведь в некоторых из стран просто запрещается использовать шипованную резину.
И тут, пожалуй, самое время перейти к нешипованному варианту. В этом случае сцепление шины с дорогой обеспечивается не наличием металлических шипов, а составом самой резины. Поэтому даже при температуре -30° C липучка обеспечивает лучшее сцепление на асфальтовом покрытии и на дороге с незначительным снежным покрытием. Поэтому, если вы используете липучку, у вас не возникнет каких-либо проблем с торможением или управляемостью на чистой дороге. Такая нешипованная резина также выигрывает у шипованной с точки зрения создаваемого шума и расхода топлива.
Но и этот тип резины имеет свои недостатки. Дело в том, что зимой в солнечные дни на дороге возникает тонкая водяная плёнка, из-за которой может ухудшиться управление, а тормозной путь заметно увеличится.
Если резюмировать все вышесказанное, то какие основные плюсы и минусы обоих видов резины мы можем выделить?
Плюсы и минусы
Шипы
Плюсы шипованной резины:
- хорошее сцепление с покрытой льдом или занесённой снегом поверхностью дороги, которое не смогут обеспечить нешипованные шины;
- значительное сокращение длины тормозного пути и хорошая управляемость на льду.
Минусы шипованной резины:
- бесполезность шипов на чистой или мокрой дороге, и даже ухудшение управляемости автомобиля и увеличение тормозного пути;
- шумность, вызывающая определённый дискомфорт у некоторых водителей;
- увеличение расхода топлива, хоть и незначительное.
Липучка
Плюсы липучки:
- хорошее сцепление с дорогой на слегка заснеженном и сухом асфальте;
- бесшумность;
- относительная «всесезонность» — резина сохраняет мягкость при низких температурах и не «поплывёт» при небольшом потеплении.
Минусы липучки:
- плохое сцепление с поверхностью на обледеневших участках дороги;
- возможен эффект «аквапланирования», когда автомобиль, например, будет переезжать лужу.
Итак, к какому выводу мы можем прийти? Ведь оба вида резины имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. Думается, что в конечном счёте ваш выбор зимней шины будет зависеть от особенностей того региона, в котором вы проживаете. Ну и от логики ваших рассуждений, разумеется. Согласитесь, нет никакого смысла в том, чтобы на зиму «переобуть» свой автомобиль в зимние шины липучки, а потом слететь в кювет с обледеневшей просёлочной дороги. Или, наоборот, надеть шипы, чтобы потом отправиться в неуправляемый занос на чистой городской дороге. В конечном счёте выбор всегда остаётся за вами.
Видео
Это видео поможет разобраться, какой вид резины наиболее подходит именно вам.