История употребления спиртного уходит в глубь веков, на многие тысячелетия, причем первоначальным поводом для «винопития» являлось желание достичь опьянения, сопряженного с приятными ощущениями, благодушием, ощущением тепла, радости, особого комфорта и т. д. Тысячелетиями исчисляется знакомство человека с многочисленными вредными последствиями и несчастьями, с которыми сопряжено пьянство. Такой же «стаж» и у разных средств борьбы с пьянством, среди которых было немало и жестоких, и нелепых. Исходя из этого некоторые люди, преимущественно из числа злоупотребляющих алкоголем, делают неожиданный и удобный для себя вывод: пьянство, дескать, было всегда, и видимо, будет вечно, бороться с ним бесполезно. В былые времена даже на кол сажали за пьянство, а ведь не отучили от него. Тяга к вину, видимо, в самой натуре человеческой, и значит, сделать здесь ничего нельзя. Иногда, перебирая историю и клевеща на наш народ, говорят, что якобы особая тяга к вину всегда наблюдалась у народов дореволюционной России, приводят иногда стародавнюю и никак не обоснованную формулу «веселие Руси есть пити».
На основании научных и исторических данных поспорим с такой «системой доводов».
Во-первых, пьянство сознательно поощрялось веками, потому что было выгодно казне. И не только ей, но и многим откупщикам, многочисленным винокурам, кабатчикам, шинкарям и т. д., у пьянства были, как видим, далеко не только «психологические», но и явные социальные корни. На пьянство толкала страшная нужда, нищета, бесправие, обиды, несправедливость, темнота и невежество, бескультурье и, самое главное — безысходность положения, беспросветность, бесперспективность.
Во-вторых, одурманивать народ пьянством, отвлекать его от социальной, политической борьбы — это тоже был прямой расчет эксплуататорской верхушки общества. Необходимо отметить, что и русская православная церковь, в отличие от ряда других конфессий, не налагала строгих запретов на пьянство, и даже среди самих православных священников, монахов, певчих церковных хоров было немало, мягко говоря, злоупотребляющих спиртным. Но мы хотели бы подчеркнуть, что иногда неправильно преувеличивают представление о распространении пьянства среди трудового народа в дореволюционной Руси.
Вот что пишет журналист В. Халин на . страницах газеты «Правда» (Правда, 1983, 16 февраля): «Мнение о якобы исконном пристрастии на Руси к водке исторически недостоверно. Издревле у нас простой люд пил редко. Пир собирали только по большим праздникам, всего несколько раз в году. И не для того пускали чашу по кругу, чтобы упиться. Не хмельные меды и пиво веселили радость общения, желание на людей посмотреть да себя показать.
В будни бражничать считалось позорным, греховным... А вот ныне питейные традиции чрезвычайно сильны. Причем не только у нас — во всех высокоразвитых странах». В книге современного советского писателя Валентина Распутина «Последний срок» старая крестьянка говорит о том, что когда-то очень давно в ее деревне был один-единственный пьяница, все его так и звали: «Федька-пьяница», он был один, который мог быть пьяным в будни, На то он и был известный пропойца, а все остальные мужчины в деревне не пили, а работали, им нельзя было пить, у них было дело, работа, надо было кормить себя и семью, они выпивали один-два раза в году, да и то в меру, себя помнили. На пьянство толкали и страшная нужда, нищета, собственная недисциплинированность и нетребовательность к себе. Социальные корни у пьянства были, и весьма серьезные, о них сказано выше, но никакой внутренней извечной тяги к спиртному, физического или биологического влечения к нему в природе человека нет.
Борьба с алкоголизмом, вся антиалкогольная работа и пропаганда должны опираться на научные принципы, на точное знание, в том числе и на строго научный подход к истории этого вопроса. В природе человека, как уже говорилось, нет никакой внутренней тяги к спиртному, никакого извечного, природного влечения к нему, нет никакой биологической необходимости или потребности в его введении. Представление же о русском человеке как о потенциальном пьянице, что якобы подтверждается российской историей, - злонамеренная ложь и оскорбление народа, иногда муссируемое и повторяемое его недругами за рубежом.