Власти Парижа надеются, что затраченный на реконструкцию 1 миллиард евро, сделает Ле-Аль истинным сердцем столицы.

Французская столица готовится к открытию модернизированного квартала, жемчужиной которого станет самый амбициозный архитектурный проект десятилетия.

Здание с причудливыми, изогнутыми очертаниями, прозванное в народе «Канапе» спроектировано архитекторами Жаком Анзютти и Патриком Бергером в парижском районе Ле-Аль.

На протяжении сорока лет Париж испытывал чувство стыда от невероятной диверсии против собственной архитектуры. В центре города с 70-х годов прошлого столетия, когда были снесены ажурные металлические павильоны рынка Ле-Аль, оставался толком нереконструированный квартал. На месте прежнего рынка уродливым нарывом торчали торговый центр и душная станция подземки.

И вот после десятилетий культурного недоразумения, протестов и политических рукопожатий город пытается кардинально улучшить внешний вид района. Поздней весной этого года парижские власти откроют обновленный Ле-Аль. Центральное место в нем займет здание с гигантской, волнообразной крышей площадью в 2.5 гектара, которое окончательно устранит застарелую проблему.

Необычная, чешуйчатая крыша «Канапе» состоит из огромного количества стеклянных секций, удерживаемых многотонными металлоконструкциями. Стоимость только этого сооружения превышает 200 миллионов евро. Реализация проекта позволит придать совершенно новый вид центру города.

Парижский мэр Анни Идальго посетила стройку, чтобы подстегнуть подрядчиков закончить ремонтные работы, обошедшиеся в общей сложности в 1 миллиард евро к апрелю нынешнего года. Она заметила, что площадь, имевшая прежде вид «урбанистической катастрофы», ныне становится «бьющимся сердцем» столицы.

Важность нового комплекса для города

В середине XIX века архитектор Виктор Бальтар создал шедевр в виде воздушно-металлических павильонов для общегородского рынка, который Эмиль Золя называл «чрево Парижа». В 70-х годах XX века павильоны были снесены, а на их месте годами зияла гигантская дыра. Вид был столь чудовищный, что итальянский кинорежиссер Марко Феррери использовал его в качестве военных декораций к своему сумасбродному фильму о последнем пристанище командира американской кавалерии.

Постепенно это место превратилось в крупный транспортный узел, где пересекаются железнодорожные пригородные линии и ветки метро, обслуживающие до 750 тысяч пассажиров в день. Здесь находится крупнейшая в Европе станция метро, соединенная с подземным торговым центром способным обслуживать до 37 миллионов человек в год.

Однако до последнего времени комплекс выглядел столь непривлекательно, в нем так просто было заблудиться, что парижане и туристы старались обходить его стороной.

Главной целью реконструкции была задача примирить Францию с Ле-Алем. Для этого были полностью переоборудованы станция и торговый центр, разбита садовая полоса, сооружена библиотека, подготовлены к открытию музыкальная консерватория, галерея искусств и уникальный центр хип-хопа.

По словам Идальго, этот центр исключительно важен. Основная масса посетителей Ле-Аля – это молодежь из пригородов и предместий Парижа. Эти молодые люди из самых разных социальных слоев далеко не всегда получают теплый прием в центре столицы. Новый городской комплекс готов принять их, дать им возможность реализовать свои творческие способности.

Ле-Аль всегда был местом спонтанных уличных танцев на станции подземки. Логично, что в комплексе предусмотрены студия звукозаписи, танцевальная студия и различное вспомогательное оборудование, которыми сможет воспользоваться любой желающий.

По мнению мэра, комплекс должен стать местом свободным от социальных ограничений в использовании его возможностей.

Один из создателей проекта Патрик Бергер уверен, что это место станет «новыми воротами в город». Он тактично уклонился от обсуждения ошибок прошлого.

Проект с большим трудом проходил стадию рассмотрения и одобрения. Некоторые архитекторы и представители муниципалитета выступали за то, чтобы сделать наземный уровень полностью открытым зеленым пространством.

Общественное мнение неоднозначно оценивает архитектурную новинку. У проекта, помимо сторонников, есть и немало противников. Альбер Леви, архитектор и градостроитель из Французского Национального Центра Научных Исследований, называет комплекс «слишком напыщенным и затратным». По его мнению, следовало бы создать «нечто более легкое и сдержанное, напоминающее изящный зонтик».

Донато Северо, историк и архитектор Парижского Университета, считает разрушение павильонов XIX века «самым вопиющим преступлением против исторического наследия города». Он полагает, что комплекс имеет некоторые недостатки, но приветствует саму попытку «залечить давнюю, незаживающую рану».