При создании текстов иногда требуется передать слова какого-либо лица, не изменяя их. Для этого используются предложения, которые передают чужую речь. Подобные конструкции передают чьи-то мысли, слова, монологическую и диалогическую речь, помогают конкретизировать сказанное, привнести в текст эмоциональность и экспрессивность, разнообразить его структуру.
Содержание:
Передача высказываний лица на письме
Под прямой речью понимают слова и речь лица, переданную без изменения содержания и формы, то есть порядка слов в речи, обращений, междометий и интонации, на письме обозначаемой посредством восклицательных и вопросительных знаков, тире, многоточий.
Такие синтаксические конструкции состоят из двух частей:
- дословная передача чужих слов;
- слова автора.
Авторские слова могут содержать в себе указание на то, кому принадлежит высказывание, на сопутствующие этому эмоции, форму передачи речи, поэтому слова автора содержат глаголы, отмечающие это, так называемые глаголы речи-мысли, например: подумал, сказал, спросил, напомнил, согласился, повторил и подобные.
Помимо этих слов вводить высказывание какого-либо лица могут глаголы, отражающие эмоциональное состояние говорящего: захохотал, удивился, нахмурился, усмехнулся, огорчился и другие.
Схемы предложений с прямой речью и знаки препинания в них
Условные обозначения:
- прямая речь — П(пишется с большой, заглавной буквы), п (пишется с маленькой, прописной буквы);
- слова автора — А, а
На письме границы чужих мыслей обычно выделяются особыми знаками — кавычками (" «). Следует помнить, что высказывания могут состоять из одного или нескольких предложений.
Высказывание лица находится перед словами автора
Алгоритм написания предложений и расстановки знаков препинания:
- кавычки открываются;
- собственно прямая речь пишется с большой буквы;
- если предложение вопросительное, то используется вопросительный знак;
- если предложение восклицательное, то ставится восклицательный знак;
- ставится запятая, если предложение повествовательное;
- если используется фигура умолчания — используется многоточие, которое не требует постановки после себя запятой;
- кавычки закрываются;
- за ними следует тире;
- слова автора пишутся с маленькой буквы.
Рассмотрим все изложенное выше на примере схем.
„П!“ — а.
„Как красиво осенью в лесу!“ — с восхищением произнес мальчик.
„В жизни бывают взлеты и падения. Но при любых обстоятельствах надо двигаться навстречу своей цели и не сдаваться!“ — призывал своих друзей известный французский писатель.
„П?“ — а.
„Вы обращались за медицинской помощью?“ — спросил бойцов военврач.
„Человек всегда должен помнить о тех, кто когда-то протянул ему руку помощи. Вы со мной согласны?“ — яростно доказывал свои убеждения этот пылкий юноша.
„П“, — а.
„К большому сожалению, нельзя вернуться в прошлое и исправить содеянное“, — вздохнул каторжанин, сосед Григория по бараку.
„Люди привыкли полагаться на мнение большинства. А это, как часто показывает нам история, чревато неприятными последствиями", — назидательно продолжал старый учитель.
„П…“ — а.
„Господи, да это же…“ — вдруг прошептал испуганно один из господских слуг.
„Я был бы счастлив тогда составить ваше счастье. Не отрекся от этой надежды и сейчас. Мне… Я должен признаться в том…“ — сказал немолодой офицер, но вдруг запнулся и не закончил свою речь.
О предложениях с прямой речью вы узнаете из этого видео.
Прямая речь находится после слов автора
Если авторское повествование предваряет высказывание, то после него ставится двоеточие.
А:"П!“
Еще недавно сердитый толстячок сейчас весело размахивал руками, восклицая: „Это какое-то чудо! Вот так удача!“
А:"П?»
Вытирая маленькими ручками слезы на раскрасневшемся личике, Аннушка по-детски упрекала старшего брата: «Неужели ты меня ничуть не любишь? Неужели ты мне не поможешь?»
А:"П."
Задумчиво она села в старое кресло, неспеша оглянулась и подумала:"В этой комнате все осталось по-прежнему. Ничего не изменилось, хотя минуло лет пятнадцать — двадцать."
А:"П…"
Старого графа на протяжении всего разговора с сыном раздражал голос жены, который на каждую гневную его тираду ехидно и многозначительно поддакивал: «Конечно, мой дорогой… Ты, как всегда, прав, а нам до тебя…»
Из этого видео вы узнаете о правильной расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Высказывание лица внутри авторских слов
В подобных случаях после авторских слов ставится двоеточие, слова лица заключается в кавычки, после которых ставятся, в зависимости от контекста, такие знаки, как запятая, тире.
Выбор знаков зависит от того, какие знаки должны были бы быть в предложении, если бы в ней не было собственно прямой речи.
А:"П," — а. Сложносочиненное предложение, между частями которого ставится тире.
Он сказал: «Это конец всему," — и небо в ответ ответило грозой.
А:"П?» — а. В конце прямой речи после восклицательного и вопросительного знаков, многоточия перед продолжением авторских слов также ставится тире.
На его тихий вопрос: «А что же стало с родительским домом? «— никто не ответил.
А:"П!» — а.
Он обрадовался: «Да это же Сергей! «- и кинулся обнимать старого дворового товарища.
А:"П…» — а.
Он напомнил себе: «Это не крайний срок. Наверное все можно решить, все можно еще исправить… «— и решил завтра же попробовать все сначала.
А:"П,", а. Запятая ставится, если она закрывает причастный и деепричастный оборот, разделяет однородные члены, разделяет части сложносочиненного предложения.
Лесник пробирался сквозь колючие ветки заросшего кустарника, со злостью думая: «Погоди, старый, сочтемся», но конца этой погоне за волком не видел.
Авторские слова внутри высказывания лица
Если слова находятся внутри прямой речи, то кавычки ставятся только в начале и в конце передачи чужих слов. Но расстановка знаков в таком случае будет иметь свои особенности.
«П, — а, — п». Смысловое единство высказывания разрывается словами автора.
«Все это, — засомневался отец, — звучит заманчиво, но справишься ли ты с этой непростой работой?»
«П, — а. — П». Высказывание лица представляет собой два и более законченных предложений, на стыке которых расположены слова, принадлежащие автору .
«Мать оставила этот сундучок тебе на память, — после некоторого молчания прошептал Миша. — А помнишь, как хотели в детстве заглянуть в него?»
«П, — а: — П». Слова автора содержат два глагола речи-мысли, один из которых относится к первой части высказывания, а другой глагол — ко второй части.
«Бог мне судья, — сказал Иван Алексеевич, подумал и добавил: — А люди давно забыли и простили».
Диалог
Если на письме необходимо передать разговор нескольких людей, то в ряде случаев используют оформление в виде реплик, каждая из которых пишется с новой строки, с абзаца.
В таком случае начало реплики отмечают постановкой тире, а кавычки не используют.
В остальном требования к расстановке знаков препинания остаются те же.
Пример:
Мальчик с удивлением спросил:
— Маша, почему ты идешь со всем классом в этот поход?
— Я бы с удовольствием погуляла по лесу, посидела у ночного костра со всеми вами, — вздохнула Мария Синичкина, — но завтра я с семьей еду к бабушке в деревню.
— Жаль, — огорчился Петя, но потом горячо затараторил: — Знаешь, я для тебя устрою экскурсию на старую голубятню? Хочешь? Вот прямо сейчас?
Видео
Этот видеоурок поможет вам усвоить, как правильно оформлять прямую речь в предложениях.