Рано или поздно каждый человек замечает, что вне зависимости от планов А, Б и так далее, опыта, потребностей в определенных ситуациях он ведет себя одним и тем же образом, другими словами, наступает на свои излюбленные грабли. Почему же так происходит и кто эти грабли раскладывает? Делаем это мы сами, чтобы качественно разыграть тот жизненный сценарий, за который мы взялись.
Довольно доступным языком феномен жизненных сценариев описал Эрик Берн в книге "Люди, которые играют в игры".
На страницах этого популярного труда расписаны основные сценарии жизни, которые оказываются определяющими в плане формирования системы ценностей, поведенческих привычен, социальных контактов разных уровней вплоть до интимно личностных отношений.
По утверждению Берна, жизненный сценарий - это неосознаваемый план на всю жизнь, который формируется еще в детстве, изначально предопределяя все структурные моменты, включая кульминацию и финал.
Следование этому плана удовлетворяет важные потребности каждого человека: в стабильности, ощущении контроля и защищенности. Однако картинка это по большей части иллюзорна.
Жизненный сценарий - это своего рода защитный механизм, схожий с рационализацией, который помогает объяснить и логически выстроить события жизни человека, оберегая от излишних эмоциональных стрессов.
Что влияет на формирование жизненного сценария?
- Установки родителей, которые отражаются в вербальных посылах, поведенческих реакциях. Иногда родовые сценарии настолько сильны, что могут проигрываться из поколения в поколение.
- Темперамент и особенности реагирования нервной системы.
- Социум не является основой, но может вносить в сценарий коррективы.
Каждый человек является носителем уникального сценария, тем не менее групп, как и жанров кино, несколько, все сценарии можно классифицировать по трем рубрикам: победитель, непобедитель, побежденный.
Победитель умеет конструктивно работать в направлении достижения цели. Такие сценарии базируются на усвоенном в детстве принципе "я - хороший, ты - хороший", когда человек обладает адекватной самооценкой, чувствует себя любимым и нужным, и при этом других людей воспринимает как хороших.
Непобедитель живет по самому тривиальному сценарию, лишенному рисков. Его победы незначительны, однако так же малы и потери. Такой сценарий является комфортным для личностей со слабой нервной системой. Если же человек наделен сильным темпераментом, а живет по сценарию непобедителя, то он всегда будет чувствовать диссонанс и бороться со внутренними конфликтами. Принцип "я - хороший, ты - плохой" или "я - плохой, ты - хороший".
Побежденный не добивается цели, но не это его главная проблема, а те чувства, которые движут его поведением и мыслями - постоянное сомнение в своих силах, неуверенность, отсутствие удачливости. Это самый драматичный сценарий, в котором всегда есть место трагедии от мелких неудач, типа ссор с близкими и увольнения с работы до вполне реальных катастроф. Установка: "я - плохой, ты - плохой".