Те, кто любят путешествовать, наверняка слышали о такой стране, как Абхазия и об озере Рица, находящемся на его территории. Именно о нем я и хочу рассказать. Я был здесь неоднократно за несколько лет, т. к. многие экскурсионные маршруты лежат именно через это озеро.

Мое первое знакомство с этим туристическим объектом произошло летом 2003 года, когда я в первый раз посетил Абхазию. Мы с женой забронировали экскурсионный тур в п. Пицунда и договорились, что автобус подберет нас по пути следования в п. Птицефабрика, где мы и отдыхали.

На следующее утро мы вышли на автобусную остановку. Погода выдалась мерзкой: было пасмурно и моросил дождь. Автобуса все не было, и я начал нервничать. Где-то с получасовой задержкой к остановке подкатила набитая до отказа газель.

Озеро рица в абхазии

Экскурсовод объяснил нам, что в связи с погодными условиями многие отказались от экскурсии, поэтому пришлось выделить именно это транспортное средство. Экскурсовод с большим сожалением предложил нам единственное место в салоне – небольшую табуретку, по высоте в двое уступающую обычной. Пока я пытался представить, как мы вдвоем со своей женой будем помещаться на этом столяром изделии, моя вторая половина решительно отказалось от экскурсии в таких условиях. Нам вернули деньги и извинились за возникшие обстоятельства.

Отдых продолжался, и мы не отчаивались. В нашем поселке находился пансионат «Самшитовая роща». Хозяйка жилища, у которой мы снимали комнату, поведала, что именно там и отрываются отдыхающие в этом поселке. Там же можно заказать и экскурсии.

В этот же день мы проникли на территорию пансионата. Именно проникли, по другому и не скажешь: пролезли через дырку в заборе. Это не официальная лазейка служила входом только для жителей поселка. Просто вход посторонним через главный вход был запрещен. Мы быстро разыскали точку на территории и заказали экскурсию.

Сбор экскурсантов был назначен на 9.00 следующего дня. Утром выдалось солнечным и жарким. На выезде с пансионата нас ожидал экскурсионный автобус Экарус. Это факт меня несколько удивил, т. к. у себя на родине такой техники я уже давно не видел. Все места в автобусе были уже заняты. Остались только два, предназначенные для нас.

Экскурсоводом у нас был мужчина. По его возрасту было заметно, что свой расцвет сил он уже проскочил, но это не мешало ему блистать своим остроумием. Он быстро провел перекличку, и удостоверившись, что уже все собрались, дал водителю команду, и мы поехали.

Скучать в дороге нам не пришлось. Гоги (так звали нашего экскурсовода) со свойственным ему кавказским акцентом, рассказывал нам об удивительной и радушной стране Абхазии. Вскоре мы свернули с асфальтированной дороги и направились в сторону гор.

Как только началась горная гряда, автобус остановился у импровизированный торговой точки, где продавали горный мед или, по крайней мере, он так назывался. Было видно, что это остановка запланирована, и наш экскурсовод и продавец меда были в сговоре. Однако, несмотря на это, мед здесь приобрели немногие из-за его не маленькой цены.

Как только мы начали подниматься в горы, на лицах пассажиров проявился ужас. И боялись они ни не за себя, а за своих детей, которых в салоне было предостаточно. Именно здесь, внезапно я понял выражение, над которым посмеивался у себя на родине, касающееся водителей кавказской национальности: «С ишака – и за руль». И мне было уже совсем не смешно.

Именно когда мы начали подниматься, автобус стремительно набрал скорость. Скорость не снижалась даже на поворотах, которых здесь было великое множество. Мне даже уши закладывало!!! Дорога была не широкой. С одной стороны нависли отвесные скалы, а с другой раскинулась пропасть. Со стороны пропасти автобус угрожающе нависал над обрывом. В автобусе завопили все без исключения лица женского пола, включая детей. И только после этого кавказский лихач несколько снизил скорость.

Первая наша остановка была у водопада «Девичьи слезы». Это обычный склон горы рядом с дорогой, и с его склона сочилась вода. Экскурсовод рассказал нам красивую легенду о том, как образовался данный водопад, правда из-за давности событий я ее уже не помню.

Следующая остановка – Голубое озеро. Сначала я думал, что это выражение - дежурная фраза для туристов, но оказалось, что озеро действительно голубое. Его диаметр не большой, всего 10-15 метров, зато глубина достигает восьмидесяти метров. Именно из-за глубины вода в этом озере приобретает салатово - голубой цвет.

Вода холодная, т. к. на глубине бьют многочисленные ключи. У воды стоит бутафорская пальма и чучело медведя, с которыми можно сфотографироваться, и конечно же, не бесплатно. Если вы создадите запрос «Голубое озеро» в интернете, то найдете множество фотографий, на которых часто можно встретить эти атрибуты. И даже на черно-белых фото середины двадцатого века!

И вот следующая остановка. Это место с романтическим названием «Каменный мешок». Это такое, природой сформированное место, со всех сторон окруженное скалами. Здесь даже в зной прохладно. И опять предприимчивые абхазы пытаются здесь заработать. Повсюду расставлены чучела горных козлов и баранов, с которыми также можно сфотографироваться, примерив на себя кавказскую папаху.

Не обошел стороной этот бизнес и места общественного посещения – туалеты. Я был свидетелем разборки между местными предпринимателями и нашими туристами, которые желали посетить данное заведение бесплатно. А те хотели денег, хотя было видно, что данное заведение было построено давно и никаких условий внутри нет.

Вскоре мы прибыли на большую площадку, где было много транспорта и народу, тоже приехавших на экскурсию. Ну, что говорить, место, конечно живописное. Озеро Рица большое. Его со всех сторон окружают горы, а находится оно на высоте 950 метров над уровнем моря. Перед самым озером раскинулась смотровая площадка, выложенная крупной плиткой. Из-за возраста она потрескалась, а в некоторых местах просто отсутствовала. Эта площадка со стороны озера огорожена высоким металлическим бордюром, изъеденная ржавчиной.

Здесь тоже можно было сделать памятные фото, только уже с живыми животными (медведь, обезьяна, сова и т. д.) Можно было купить различные сувениры, касающиеся данного места и просто какие-то безделушки, которые и не подумаешь здесь увидеть. Но цена очень сильно кусалась.

После некоторых напутственных речей экскурсовода нам дали час времени, чтобы мы самостоятельно прогулялись, и посоветовали обязательно зайти в кафе и опробовать форели, выловленной из озера. Так мы и сделали. Народу было много и нам потребовалось минут пятнадцать, чтобы купить рекомендуемое блюдо.

Однако какого-то удовольствия от этой трапезы испытать не удалось. Во-первых, цена за две жареные форели и два стакана домашнего вина составила аж 220 рублей. Согласитесь, что для 2003 года это очень дорого.
Во-вторых, вкусовые качества местной форели не представляли собой ничего особенного. А именно это блюдо так хвалил экскурсовод.
В-третьих, предоставленное нам домашнее вино оказалось кислым и было очень не приятно его пить.

Разочаровавшись в такой трапезе, мы решили спуститься к воде, где нас постиг еще больший ужас. Стоило только посмотреть в воду около берега. И чего тут только не было!!! Металлические и деревянные фрагменты, стекло и т. д. Помню, как сильно это меня шокировало. Ведь это место относится к охранной зоне и находится под защитой государства. При въезде сюда установлен пропускной пункт, где собирают средства на содержание этого заповедника. Возникает вопрос: «Куда же идут эти деньги, если в заповеднике творится такое безобразие?»

В последующие года я не однократно посещал это озеро по пути на другие экскурсии. Мне хотелось увидеть хоть какие-то положительные сдвиги, но увы и ах. Ничего не менялось: все тот же мусор в озере, такие же высокие цены и т. д. Увеличилось только число торговых точек и кафе (в большую сторону). Получается, что местным жителям в первую очередь интересна личная выгода. Они не хотят улучшать экологию, а думают только о том, как набить свои карманы. Прискорбно...

Посещать вам эту экскурсию или нет, решать вам. Все люди разные и по-разному могут реагировать на все увиденное и происходящее. Если вы любитель природы, то однозначно стоит. Природа - это единственное достояние, оставшееся у Абхазии, и то не известно, долго ли она продержится с таким отношением к ней.