Наконец начались сбываться мечты фантастов о повозке без водителя. Автомобиль без водителя это реальность. Беспилотные автомобили уже проходят тестирование у ведущих автолидеров мира, например Mercedes-Benz S-класса, Audi А9 и другие. Эти автомобили покоряют Европейские страны Францию, Польшу и т.д.

Лидером по разработке беспилотных автомобилей в России можно считать транснациональную компанию Яндекс, которая тестирует беспилотные такси в Татарстане, создана ассоциация по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта - «Автонет». В этой ассоциации уже пять участников, включая «КАМАЗ», который тоже создал и испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников, а также институт НАМИ, создавший беспилотный электробус ШАТЛ.

Хотелось напомнить про общеизвестные, но законодательно не закрепленные, «Три закона робототехники в научной фантастике — обязательные правила поведения для роботов, впервые сформулированные Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод» (1942).

Законы гласят:

  • Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  • Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  • Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.»

Развитие автономных автомобилей, это большой вызов для автомобильной промышленности. Особенно в связи с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге. Часть дилемм пробовали решить американские ученые, однако результаты породили больше вопросов, чем дали ответов. С выездом таких автомобилей на дороги стоит задуматься о рассмотрении гражданской, административной и уголовной ответственности при совершении дорожно-транспортного происшествия с участием такого автомобиля.

Так например, ученые из Массачусетского Технологического Института провели исследование, с целью определения приоритетов и правил поведения беспилотных автомобилей, которые могут передвигаться без водителя, в случае возникновения опасности на дороге. Ученые создали платформу под названием Moral Machine, с помощью которой участники исследования смогли определить свое мнение, о том, как эти автомобили должны решать возникающие дорожные задачи. Очень важна сама моральная проблема при возникновении ДТП опасного для жизни пешеходов и пассажиров. Человек, управляющий транспортным средством, должен принять решение о том, чья жизнь может быть спасена другого. Кому Беспилотный автомобиль может отдать приоритет безопасности? Человеку или животному? Пассажиру или пешеходу? Мужчине или женщине? Пожилому или молодому? Бедно одетому или в хорошей одежде? Законопослушному или перебегающему а неположенном месте? Такой выбор человек в экстремальной ситуации делает мгновенно на основе инстинктов, роботизированному автомобилю это нужно запрограммировать.

В настоящее время, на правовом уровне не решена даже простая, вероятно-предопределенная, наиболее встречающаяся ситуация это ДТП в результате легкого столкновения беспилотного автомобиля с автомобилем, которым управляет конкретный водитель и кто будет платить штраф в этом случае? Можно предположить, что будут созданы большое количество номинальных водителей, по типу номинальных директоров фирм однодневок, из числа БОМЖей или психически неуравновешенных, которых трудно привлечь к административной, уголовной или гражданской ответственности.

Критерии морального выбора, которым будет оснащен подобный автомобиль, в значительной степени, зависит от культурных факторов принятых в определенном сообществе, принятых к восприятию личности в данном обществе. Поиск оптимальных правовых решений необходим для всех устройств оснащенных искусственным интеллектом, так как роботизация все больше входит в повседневную жизнь. Вопросы этического поведения искусственного интеллекта осознаются всеми учеными. Все больше и больше людей осознают тот факт, что выборы, сделанные этой технологией, могут быть по-разному восприняты представителями различных социальных групп. Дискуссии о моральном поведении автономных устройств с искусственным интеллектом должны вестись не только в научных кругах, но и на общественном уровне иначе фильм про Терминаторов уничтожающих человечество станет реальностью.