Кадетское движение вновь обретает большое значение для образования молодого поколения. Целями такого просвещения выступают: возрождение патриотизма среди молодёжи, воинской чести, дружбы, гражданского достоинства, стремления защищать свою Родину.
Ещё с незапамятных времён, наши предки хорошо понимали, какую большую роль и первостепенную важность имеет воспитание молодого поколения своей нации. Первоначально целью такого воспитания была подготовка детей «с младых ногтей» непосредственно для ведения боевых действий. Именно в средневековье появились специальные места для этого, которые позднее назвали школами, лицеями, кадетскими корпусами. Впоследствии они приобрели свою специфику работы, методы взаимоотношений и педагогическую этику.
Истоки кадетской системы образования.
В переводе с французского языка «кадет» значит «младший». На некоторых других языках словом «кадет» называют низшую ступень любой профессии. Во Франции этим словом первоначально называли младших детей дворянского сословия, которым предполагалось идти на военную службу. Либо тех, кто не имел прав наследования по случаю рождения последним в семье. На Руси дети наследовали права и обязанности своих отцов. Посему, если отец был служивый, то и сын обязан был стать военным. Таким образом, русский кадет – это тот, «кто смолоду и всей душой в строю», то есть служил в армии всю свою жизнь.
Первоисточником для системы просвещения, на которой базируются кадетские корпуса всего мира, стали Древние Афины, отличающиеся гимнастическим и гуманитарным направлениями воспитания молодёжи.
Во Франции, Германии, Дании ещё в XVI–XVII веках, по причине нескончаемых боевых действий и военных реформ, назрела необходимость создания учреждений для обучения военному делу. Первые подобные заведения были организованы королём Пруссии Фридрихом-Вильгельмом I для детей дворян. В 1686 г. были сформированы три рыцарские академии, где молодым ученикам преподавали фехтование и езду верхом. Привитые знания и умения предоставляли возможность воспитанникам академий показывать своё мастерство на различных турнирных состязаниях.
Руководил рыцарскими академиями мальчик пяти лет, сын короля Пруссии, кронпринц Фридрих, будущий великий король Фридрих II. Их примеру последовали и другие страны: в России первая подобная школа была создана в 1723г., Австрии – в 1751г., Польше – в 1765г., Баварии – в 1790г.
История создания кадетских школ в России.
Появлением первых кадетских корпусов в России мы обязаны великому реформатору-преобразователю своего времени – императору Петру I. Это событие приходится на начало XVIII века. Первоначально указом царя была образована Школа математических и навигационных наук. Принимали туда детей дворянского сословия от 12 до 17 лет, немного позднее стали принимать и 20-летних. Преподавались такие науки, как русская грамота, основы артиллерии, геометрия, тригонометрия, геодезия, мореплавание и фехтование. Позже, в 1721г., при воинских полках (гарнизонах) были созданы гарнизонные школьные корпуса, которые по праву можно называть предшественниками всех кадетских учреждений. Проходить подготовку здесь могли представители практически всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Мальчиков с 7 лет обучали грамоте, арифметике, геометрии, фортификации, строевой подготовке, инженерному делу, артиллерии, верховой езде и другим наукам. Кадетское образование представляло не только систему всестороннего развития молодого человека, но и становления его как личности. После окончания школы выпускники отбывали на службу в армию. В царской России профессия военнослужащего была престижной и высоко ценилась. После достижения 25-летней воинской выслуги, государство оказывало поддержку в виде земельного надела или денежного вознаграждения. За особые отличия перед отчизной царь мог пожаловать дворянский титул.
Современные кадетские учебные заведения.
В настоящий момент образование в кадетских корпусах снова пользуется широкой популярностью. Эта система просвещения призвана воспитать в молодом человеке сильную, волевую, а, главное, — целеустремлённую личность. Важнейшее значение отводится на становление у воспитанников духовно-нравственных принципов, таких как, патриотизм, любовь к своей культуре и традициям, честь, дружба и преданность. Данная стезя даёт большую возможность для карьерного роста.
Так, во времена Великой Отечественной войны по указу генерального секретаря Сталина на территории нашей страны были созданы военные училища — Суворовское и Нахимовское.
Первые выпускают экспертов сухопутных войск. Нахимовские учебные заведения обучают воспитанников военно-морскому делу. Обучение в кадетских классах и военных училищах является недостаточным для полноценной подготовки военных кадров, поскольку предоставляет первичные знания и умения. Основная задача таких заведений — это подготовка своих выпускников для поступления в специализированные военные вузы. Главное различие между кадетскими учреждениями и военными училищами заключается в том, что после окончания училища курсант должен поступить в любой военный вуз для получения специализированного образования, а выпускникам школ присваивается раннее ориентировочное направление по определённому виду войск ВС.
Что осваивают в кадетских корпусах.
Образовательная программа современных кадетских корпусов включает предметы обычной общеобразовательной школы. Но, учитывая индивидуальное направление каждого училища, в неё входят и специализированные дисциплины. Любая военная школа большое внимание уделяет физической подготовке, а также дополнительным учебным занятиям, которые состоят из следующих предметов: основ медицины, топографии, инженерного дела, изучения военного устава и приобщения к искусствам. Набор в учреждения производится после девятого класса среднего общеобразовательного заведения. В некоторых корпусах средний срок пребывания составляет три года после восьми классов средней школы. Существуют также корпуса, где набирают детей после четвёртого класса, срок обучения там шесть лет. Открыт доступ в кадетские классы и для девочек, они могут обучаться там наравне с мальчиками.
Нелёгкие будни кадетов.
Перед поступлением ученики проходят медицинскую комиссию, которая должна освидетельствовать хорошее физическое и психологическое здоровье детей. Потому как учебная программа отличается значительными умственными нагрузками, а учебные дни проходят в жёстком графике и строгой дисциплине. Проживают кадеты в казармах (закрытых корпусах), а на выходные дни их отпускают домой. С самого основания подобных школ воспитанники носят специальную форму. Эта хорошая традиция сохранилась и по сей день. А также молодым кадетам приходится нести дежурство и обязательно обращаться к старшим согласно уставу, по званию. Собираются различные спортивные, летние лагеря и регулярно проводятся полевые сборы. То есть, вся система образования и быта максимально приближена к реалиям армейских будней. Все эти мероприятия воспитывают из мальчика дисциплинированного, сильного, стойкого мужчину. Самым величественным и незабываемым событием является принесение присяги молодым кадетом. Будущий воин в торжественной обстановке даёт клятву исправно выполнять возложенные на него обязанности, служить верой и правдой Родине, а также защищать её от врага.
У кадетской системы образования большое будущее, оно призвано выполнять функции нравственного и духовного ориентира для современной молодёжи. Курс обучения в подобных учреждениях призван воспитать граждан, готовых отдавать все свои знания и силы на благо своей страны.