"Почему я не могу заставить своих детей делать домашнее задание и ложиться спать без постоянных криков, перебранки и слёз?" Если Вы регулярно задаёте себе этот вопрос, Вы не одиноки. Родители мне рассказывают, что баталии по поводу домашней работы и отхода ко сну больше всего расшатывают нервы и являются самыми неприятными моментами в воспитании детей. Это и не удивительно. Когда все приходят домой усталые и раздражённые, уроки и подготовка ко сну занимают первое место среди причин для ссор. Но благодаря нескольким простым вдумчивым действиям можно разработать план спокойного вечера, с которым количество стрессов станет меньше как у Вас, так и у Ваших детей.

Ваши дети делят домашнее задание на порции, которые им под силу выполнить? Что-то они могут сделать сразу после школы, что-то они хотят выполнить после бытовых дел или обеда, а кое-что можно и на вечер оставить.

Я выяснила, что самый эффективный план по предотвращению споров, связанных с уроками и отходом ко сну, должен вступать в действие, как только ребёнок приходит из школы, а не под конец дня, когда все уже устали и, возможно, не в духе. Очень важно, чтобы план был реалистичным, тогда следовать ему сможет каждый. Тогда появится постоянство и снизится количество требований, предъявляемых Вами к себе и своим детям. Вот 8 советов, благодаря которым Вы сумеете выработать свой план спокойного вечера. Можно попробовать все рекомендации или выбрать лишь некоторые.

8 советов для спокойного вечера: школа - сон.

1. Проведите небольшое семейное совещание. Начните действовать в выходные: соберите всех домочадцев. Дайте детям понять, что отныне распорядок дня после школы до самого отхода ко сну будет другим. Режим должен быть простым. Объясните детям цель: сделать до сна как можно больше с наименьшей тратой нервов. Вы можете сказать: " И так, завтра после школы мы попробуем кое-что новенькое, чтобы было проще и удобней нам всем".

2. Определите ожидания и последствия. Установите правила: что должно быть сделано по возвращении детей из школы. В зависимости от возраста ребёнка это может быть: раззуться и снять куртку, съесть обед и попить и приступить к выполнению домашнего задания в отведённом для этого месте. Заранее предупредите детей о последствиях невыполнения домашних обязанностей и не отступайте от выбранного курса. Простые естественные правила позволят избежать послешкольного хаоса. Если Ваш ребёнок, придя со школы, говорит о нежелании делать уроки, напомните ему о правилах и последствиях.

3. Никаких экранов. Просмотр телевизора или видео игра сразу после школы очень отвлекает от выполнения домашней работы и других бытовых обязанностей, поэтому следует исключить " экраны" из расписания на данном этапе дня. Это относится ко всем электронным устройствам: телефонам, планшетам и так далее. Определите место, где будут находиться гаджеты в то время, когда ребёнок не должен ими пользоваться. Сами решайте, когда можно вернуть ребёнку электронные устройства или позволить смотреть телевизор. Дайте ребёнку чётко понять, что телефон во время перерыва можно использовать в течение определённого времени, после чего аппарат нужно отложить туда, где он не будет отвлекать внимание.

Но что же делать, если ребёнку нужен телефон или ноутбук для выполнения домашнего задания? Одно из решений - пусть ноутбук или планшет лежит на видном месте, чтобы ребёнок мог использовать устройство для выполнения уроков. Это значит, что ребёнок должен Вам сказать, что ему нужно устройство, для чего он собирается использовать гаджет и в течение какого времени устройство будет использоваться. Работа с электронными устройствами в определённом месте в квартире или доме, там, где Вы сможете проконтролировать действия ребёнка тоже является хорошим решением в случае с детьми младшего возраста, которым бывает трудно сосредоточиться на задании.

4. Выделите время для расслабления. Дайте ребёнку немного отдохнуть, но оговорите это время заранее и предупредите, когда оно закончится. Если Вашему ребёнку некуда деть энергию, 15-минутная прогулка или пробежка - как раз то, что надо. Если школьник устал, неплохо будет перекусить. Просто не выходите за отведённые временные рамки.

5. Разделите домашнее задание на части, с которыми легко справиться. Домашнюю работу можно начать после расслабления, чтобы не делать её перед сном. Для школьников всех возрастов выполнение домашнего задания за раз часто бывает непосильным, поэтому если её поделить на части, справиться будет легче. Некоторые родители предпочитают, когда домашняя работа делится следующим образом: то, что дети делают сразу после школы, то, что они хотят выполнить после домашних дел или обеда и, если ещё что-то осталось, сделать попозже вечером, например после душа или дополнительных внеклассных занятий.

Некоторым детям нужна передышка после каждого задания. Для младших школьников установите таймер. Обычно хватает 15 минут. Объясните им, что по истечении этого времени они должны снова сесть за уроки. Дети постарше могут сами назначать себе перерывы, но следите за тем, чтобы маленькая передышка не превратилась в час, проведённый с телефоном. Скажите им, как с Вами можно связаться при возникновении вопросов, например, в какое время лучше звонить Вам на работу. Младшим школьникам и детям 10 - 12 лет важно объяснить, как Вы будете проверять их результаты.

6. Поставьте какой-нибудь " мамин или папин" ящичек, куда дети могли бы складывать всевозможные уведомления о событиях предстоящего дня или недели. В такой ящичек попадают записки от учителя или тренера, конверты для денег на поход с классом в кино или на экскурсию, заметки о школьных мероприятиях и так далее. Каждый день после ужина проверяйте ящичек и организовывайте всё необходимое с каждым ребёнком. Это позволит избежать судорожных утренних поисков " той самой записки от учительницы".

Также подумайте о долгосрочном планировании. Наверняка Ваши дети участвуют в долгосрочных школьных проектах, несколько месяцев пишут стенгазету, готовятся к праздникам, выступлениям и спортивным мероприятиям.

7. Начинайте готовиться к завтрашнему дню после обеда. Если домашнее задание ещё не сделано, продолжайте следовать правилу " Никаких экранов, ничего отвлекающего". Возможно, младшим школьником в это время уже пора ложиться спать. Но вне зависимости ни от чего, это для всех время подготовиться к предстоящему утру. Готовые домашние работы должны быть сложены в портфель, туда же отправляются и учебники, закуски, напитки и форма для физкультуры. Когда все вещи в портфеле, его нужно поставить на видное место перед дверью.

Дети 8 - 12 лет могут составить проверочный список, который будет лежать, например, на холодильнике. Благодаря списку повысится организованность детей. Они будут проверять вечером и утром ещё раз, всё ли приготовили к школе. Подростки могут разбрасывать вещи подобно малышам, но это не значит, что к ним нужно относиться, как к маленьким! Напротив, подросткам следует быть ещё более дисциплинированными и тщательнее подготовиться с вечера, чтобы избежать утренней суматохи.

8. Установите время отхода ко сну и подготовки ко сну. Разработайте план отхода ко сну, которого Вы будете придерживаться каждый вечер перед учебным днём. Сюда входит выбор времени отхода ко сну. Время подготовки ко сну должно составлять 30 - 45 минут до того, как ребёнок окажется непосредственно в постели. Если отвести на подготовку меньше времени, ребёнок почувствует, что Вы его торопите; если период подготовки затянется, со стороны ребёнка начнутся мольбы и уговоры.

Для младших школьников подготовка ко сну - это обычно купание в ванне, одевание пижамы, несколько сказок или рассказов, пока глаза не начнут слипаться. В этом возрасте детям нравится выбирать, что они наденут на следующий день. Пусть они выберут одежду и тем самым на утро будет меньше суеты. Если у Вашего ребёнка проблемы с засыпанием, оставайтесь спокойны и строго следуйте плану. Объясните ему, что Вы хотите видеть его в постели до самого утра. В случае с подростками время отхода ко сну можно установить примерно такими словами: " Мне хотелось бы видеть тебя в постели к 10:30. Давай посмотрим, сколько домашней работы тебе осталось ещё сделать".

Неотступное следование плану спокойного вечера может по началу показаться невыполнимым и, если говорить откровенно, не каждый вечер удастся провести так, чтобы быть полностью довольными собой и своими детьми. Но когда есть план, гораздо легче предотвратить напряжение и неорганизованность, с которыми большинство родителей сталкивается за учебный год. Помните, что план не должен быть идеальным. Он должен быть реалистичным, чётким и нерушимым.