Вопрос, почему ребенок плохо учится, волнует и педагогов и родителей. Прежде всего, это связано с несовершенством процесса преподавания. Опыт лучших учителей подтверждает это. Хотя многие склонны объяснять неуспеваемость слабой волей и некоторыми другими качествами детей. Поэтому к ученикам часто применяются такие методы, как «проработка», беседы с родителями и т. п. Виды помощи сводятся в основном к дополнительным внеурочным занятиям. Такие средства оказываются чаще всего малоэффективными, так как не учитывают истинные причины низкой успеваемости.

Оказывается, причин отставания в обучении несколько. Одна из них - недостаточное развитие познавательной деятельности. Признаками, показывающими, что это именно так, являются плохое понимание материала учащимися, неспособность усвоить предмет, неумение на нужном уровне выполнять учебные действия.

Такие несложные действия, как счет в уме или заучивание стихотворения можно проводить разными способами. Например, заучивание наизусть может быть простым зазубриванием. Но если провести предварительную логическую обработку информации, то она останется в памяти намного дольше. Невозможно выполнение упражнений (например, решение квадратных уравнений) без усвоения соответствующих правил, формул. За процессом усвоения знаний должен быть адекватный контроль. Ведь если закрепятся неправильные, нерациональные навыки учебной работы, то это приведет к дальнейшему отставанию в учебе. Например, в начальной школе учащиеся, используя навыки, полученные в детском саду, учатся сравнительно легко. Применение простейших, малоэффективных способов работы не приводит к заметному отставанию в учебе. Но в старших классах это обязательно проявится. Чаще всего причина спада успеваемости при переходе ребенка из начальной школы на старшую ступень объясняется несформированностью правильных методов работы. И здесь большую роль играют учителя начальных классов, которые должны контролировать способы деятельности ученика и приучать его к более эффективной форме работы.

Учитель, наблюдая за учащимися, беседуя с ними о ходе выполнения задания, обнаруживает ошибки и промахи ребенка. Он должен не только указать на ошибки, но и научить его эффективным приемам работы. Например, умение работать с учебной литературой состоит из множества пунктов. Это составление вопросов по тексту, нахождение в тексте ответов на поставленные вопросы, составление плана, чтение таблиц и т. д. А родителям необходимо объяснить, какими способами можно контролировать дома правильность деятельности.

Каждый учитель знает, что некоторые учащиеся схватывают все налету. Другим требуется много времени для усвоения того же объема знаний. При любой методике одни будут усваивать знания лучше и быстрее, чем другие. В этом случае говорят о разных учебных способностях учащихся, их обучаемости. Она зависит от интеллектуальных способностей человека.

При плохой успеваемости часто жалуются на слабую память. Но причиной неуспеваемости являются недостатки развития мышления, а не памяти и внимания. Проведенные исследования показали, что слабоуспевающие дети хорошо запоминают слова, числа, тексты, близкие к их жизненному опыту. Но если задание более сложное и требуется использовать логическую опосредованную память, они испытывают значительные затруднения. Такие дети не могут концентрировать внимание, часто отвлекаются от активной учебной работы.

На успеваемость учащихся оказывает влияние тип нервной системы. Люди с высокой работоспособностью и выносливостью относятся к сильному типу. Это холерики и сангвиники. Учащиеся, которые часто отвлекаются, медлительны и инертны, обладают слабым типом нервной системы. К ним относятся меланхолики и флегматики. Типы мышления также различны. Если доминирует правое полушарие мозга, то человек относится к творческому или художественному типу. При левополушарном типе мышления преобладает логика.

Нет смысла говорить о том, кто умнее. Учитель должен установить причину трудностей учащегося. Затем, ориентируясь на индивидуально-психологические особенности, строить обучение с их учетом.