Среди огромного разнообразия видов росписи большой популярностью пользуется роспись по ткани или батик. Техника основывается на том, что те места, которые не будут окрашиваться, покрываются специальным составом. Те же места, которые не защищены составом, окрашиваются специальными красками.

Раскрашивали ткань таким методом еще древние шумерцы. Точно также украшали свою одежду и в Перу, в Японии, на Шри-Ланке, на Индонезии, в странах Африки. При этом родиной батика считается именно индонезийский остров Ява. Здесь и в наше время раскрашивают одежду и ткань вручную.
Существуют различные техники батика, которые подразумевают использование тех или иных материалов. Давайте разберемся более подробно, как создать изделие, расписанное в технике батика.

Подготовка материалов и инструментов

Расписывать, в принципе, можно любую ткань. Исключение составляют только синтетические варианты. Дело в том, что под влиянием горячего воздуха синтетическая ткань может деформироваться. Хорошо поддается расписыванию шелковая, хлопковая и льняная ткань. В некоторых случаях может быть использовано и тонкое шерстяное полотно. Конечно, каждая ткань имеет свои отличия. Это обязательно нужно учитывать в процессе рисования.
Ткань перед использованием необходимо хорошо выстирать. Для проверки на краешек полотна наносят капельку краски. Если она впиталась и растеклась, то с такой тканью можно смело работать.

В идеале для батика лучше подбирать натуральный шелк. В художественных магазинах часто можно найти специальный шелк, который не окрашивали. Шелковая ткань может называться по-разному. Все зависит от ее толщины, структуры и переплетения нитей. Это может быть и атлас, и крепдешин, и дикий шелк, и креп-жоржет. Однако шелковые ткани разумно применять только в сочетании с холодной техникой батика.

Для горячей техники батика лучше использовать тонкий хлопок или вискозу. Горячая техника может повредить структуру шелковой ткани, что негативно скажется на результате.

Кроме ткани, для батика понадобятся рамки или пяльцы для натягивания полотна. Пяльцы подойдут, если расписываться будет очень маленький кусочек ткани. Если будет расписываться большой кусок полотна, то его лучше натянуть на специальную деревянную раму. Такие рамы, как правило, можно регулировать по размеру. Закреплять полотно нужно так, чтобы ткань не перекашивалась и не провисала.

Для росписи, конечно, используют кисти. Они должны быть натуральными – белка, колонок, пони. По форме кисти могут быть разными.

Что касается красок, то краски для батика можно разделить на две большие группы:

  • акриловые краски, которые закрепляются с помощью утюга;
  • анилиновые краски, которые закрепляются паром.

Анилиновые краски отличаются большей текучестью, что позволяет создавать самые разные оттенки и переходы. Однако закреплять такие краски труднее. Делается это методом запаривания, а это может длиться больше часа. Кроме того, такой метод отличается сложными нюансами.
Стоит добавить, что для батика пригодятся емкости для смешивания красок, ватные палочки, калька, простой карандаш. Также понадобятся утюг и фен.

О технике росписи

Техника батика отличается многообразием. Это:

  • горячий батик;
  • холодный батик;
  • свободная роспись;
  • узелковый батик;
  • шибори;
  • штамповка.

Первые две техники основываются на использование особых составов, которые называют резервирующими. Они препятствуют растеканию краски по всей плоскости полотна. Только вот в холодном батике состав наносят в виде замкнутого круга и в его пределах наносят краски. В итоге рисунок выходит более четким и графичным. Резервирующие составы для холодной техники, они же ограничители, бывают двух типов:

  • на водной основе;
  • на бензине.

В холодном батике можно использовать столько цветов, сколько душа пожелает.

Чтобы нанести контур рисунка на полотно, понадобятся трубочки из стекла с очень тонким носиком. Сам же рисунок заливается красками с использованием не только кистей, но и ватных тампонов.

В горячем батике наносить контур совсем необязательно. За счет этого можно создавать мягкие переходы и тона. Для нанесения рисунка понадобится шаблон, кисти, ножи, воронки или каталки с разогретым резервирующим составом. К слову ограничивающий состав в горячей технике – это воск, предварительно растопленный на пароводяной бане. Именно поэтому эту технику и называют горячей. Воск можно использовать натуральный, но подойдет и обычный парафин.

Что касается свободной росписи, то здесь нет необходимости в использовании каких-либо ограничивающих средств. Ткань просто раскрашивается красками и кистями в произвольном порядке. Вот только финальная отделка рисунка иногда подразумевает использование холодного резерва.
Если говорить об узелковом батике, то здесь все очень просто. Чтобы получить необычный узор, понадобятся камешки разного размера. Их завязывают в ткань и после этого окрашивают ее.

Шибори имеет определенную схожесть с узелковым батиком. Только в этом случае полотно складывают в определенном порядке, закрепляют его, а затем окрашивают. Результат получается очень необычным и красивым.

Техника штамповки позволяет существенно сэкономить время. Таким методом можно создавать невероятно изысканные вещи. Только вначале необходимо до мелочей продумать будущую цветовую гамму.