Первые 12 месяцев жизни ребенка уникальны. За это время он из беспомощного создания превращается в достаточно разумного и самостоятельного человечка. Конечно, многое заложено с рождения. Но большинство умений и навыков приобретаются в ходе развивающих занятий.

Чтобы стимулировать сосредоточение, слежение рекомендуется разговаривать, петь, сначала выпрямившись, потом наклоняться к ребенку, обходить вокруг кроватки. У малыша в течение первого месяца развивается способность на короткое время останавливать взгляд на блестящем предмете, реагировать на резкий звук. В 2 месяца ребенок может недолго удерживать голову, следить за движущейся игрушкой, прислушиваться к звукам.

С полутора месяцев можно держать малыша на руках в вертикальном положении. При этом он учится держать головку, повышается его эмоциональный тонус. На третьем месяце нужно выкладывать ребенка на живот, подставляя к его ступням ладонь, чтобы вызвать феномен ползания. Малыш учится поднимать и держать головку, укрепляются брюшные мышцы. При появлении усталости нужно сразу положить ребенка на спинку. В 3 месяца он обращает внимание на неподвижные предметы. При поддерживании под мышки ребенок может твердо упираться в пол ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Для развития внимания и движений рук нужны игрушки. Крупные и яркие, но не многоцветные игрушки можно подвешивать на высоте 60 см от груди ребенка уже на первом месяце. Это могут быть шары, погремушки. Для стимуляции зрительной и слуховой реакции нужно медленно перемещать подвешенную игрушку, бренчать ею.

С 2 месяцев игрушки опускают ближе к груди ребенка. Теперь он может натолкнуться на них, размахивая руками. Это должно стимулировать выпрямление рук, подготовить их к хватанию предмета. Прикладывание игрушки к ладоням ребенка развивает стремление захватить и удержать ее. Подойдут яркие целлюлозные погремушки, удобные для захватывания: кольца, колокольчики и т. д. Шарообразные игрушки неудобны, потому что выскальзывают из рук. Для поддержания интереса нужно через несколько дней менять игрушки. Можно показывать и называть бытовые предметы: зеркальце, ложку, часы.

С 5-6 месяцев ребенку можно предлагать разные по цвету и форме, легко моющиеся игрушки. Это куколки, погремушки, фигурки животных. В манеж или на постель кладут яркую игрушку, чтобы ребенок стремился повернуться за ней на бок, на живот или даже немного подползти, чтобы достать ее. Ребенок уже размахивает игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую. Если малыш, лежа на спине, пытается сесть, то ему можно помочь, подав указательные пальцы рук. Но пока он не научится сам принимать это положение, не нужно сажать его и тем более ставить на ноги.

К полугоду ребенок должен уметь самостоятельно переворачиваться, при поддержке взрослых стоять на пальчиках. Он уже может немного подползать, переставляя руки.

В 4-6 месяцев малыш должен узнавать маму, отличать чужих и близких, поворачивать голову на звук, реагировать на тон речи.

В 7-8 месяцев требуются такие игрушки, чтобы ребенок мог выполнять некоторые сложные действия. Например, коробочка, которую можно открывать, закрывать или положить туда более мелкие предметы. С этого времени он, уже научившись самостоятельно сидеть, начинает активно ползать, затем вставать на ноги, держась за предметы и ходить. В 9-10 месяцев уже можно предложить для игры кубики и пирамидки. К году уже дают заводные игрушки. Например, юлу.

С 10-11 месяцев пора приучать ребенка узнавать изображения знакомых предметов, рассматривая картинки в книжке. Он может листать страницы. Это развивает моторику пальцев и аккуратность. Самое главное – ни при каких обстоятельствах в качестве игрушек у ребенка не должны появляться мелкие предметы, которые он может проглотить, заложить в нос или уши.

Ребенку нужно предоставлять возможность играть одному, но нельзя упускать его из поля зрения. Время от времени необходимо играть и разговаривать с ним. Это очень важно для развития понимания, а затем и речи. Разговаривать с ребенком нужно и во время прогулок, привлекая его внимание к интересным предметам и называя их.

Спать малыш должен перед едой, а не после. Перед тем, как укладывать его, не нужно играть в возбуждающие игры и не рекомендуется укачивать его на руках. Если в комнате свежий воздух, нет резких звуков и яркого света, то ребенок заснет сам и проснется бодрым и жизнерадостным.

Очень важны в этот период занятия специальной гимнастикой. Их можно начинать уже с 6-7 недель, после консультации с врачом. Упражнения способствуют развитию и укреплению организма ребенка. При этом совершенствуются двигательные навыки, развивается психика малыша.

Годовалый ребенок уже вполне может объяснить внимательному человеку, что ему нужно и с удовольствием общается с окружающими.