Обычно ребенок начинает произносить свои первые слова в период с 11 месяцев до полутора лет. Как правило, малыш сначала начинает называть своих близких (мама, папа, баба). Резкий скачек в развитии речи ребенка наступает где-то в возрасте полутора лет. Именно тогда в речи ребенка появляются фразы, первые предложения, которые состоят из слов-корней, употребляемых в неизменном виде.
Словарный запас к этому времени составляет примерно 30 слов, но понимает ребенок в десятки раз больше. Малышу нравится слушать взрослых, он замирает и вглядывается в лицо говорящему. Причем общаться с родителями, отвечать им ребенок может на своем языке. Однако этот лепет эмоционально и интонационно окрашен, поэтому по этой интонации можно определить, о чем говорить кроха.
Очень часто детишки, приблизительно к двум годам повторяют за взрослыми слова не целиком, а только их часть, либо окончания, один слог или первую букву (ки вместо киска, ай вместо дай).
Чтобы процесс формирования активной речи ребенка проходил правильно, взрослым важно как можно чаще общаться со своим малышом, стимулируя у него ответное обращение к окружающим. Необходимо чаще называть предметы или явления, окружающие малыша. В этом возрасте у малышей очень развито тактильное восприятие, поэтому ему лучше давать потрогать то, о чем идет речь.
Детишкам очень нравится выполнять действия с предметами, поэтому в игровой форме можно попросить его сделать что-либо с выбранным предметом.
Чтение стихов, скороговорок, потешек, сказок лучше всего обыгрывать с помощью игрушек или специальных фигурок, надевающихся на пальчики. Нельзя оставить без внимания пальчиковые игры, игры с пластилином или тестом. Картинки, иллюстрации, а также игрушки помогут создать повышенный живой интерес малыша к обыгрываемой ситуации.
Важно, чтобы взрослый, обращаясь к ребенку, говорил достаточно медленно, соблюдая паузы. Это объясняется тем, что период восприятия информации, донесенной до малыша, более длительный, чем у взрослых. Торопливая речь попросту будет непонятна ребенку. Мимика и жесты взрослого имеют огромное значение, в период доречевого общения малыш пользуется именно языком эмоций.
Если ваш малыш в возрасте от года не интересуется окружающим миром, ни на что не реагирует, выполняет одни и те же шаблонные действия, то необходимо обратиться к специалисту для диагностирования возможных отклонений.