Загадка — древнейший жанр русского устного народного творчества. Большинство современных словесных задачек впервые появились в далекой древности, а их авторы так и остались неизвестными. В старину люди отражали в них свое представление об устройстве Вселенной, свое отношение к природе, животному и растительному миру, родному краю. Самые древние задачи такого плана не были детскими, их загадывали друг другу взрослые люди. Позже этот жанр фольклора стал детским.

Обычные детские загадки

Загадки активно применяются в педагогике при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Появились авторские стишки такого плана. Наиболее популярные авторы современных детских загадок — Самуил Маршак, Корней Чуковский, Владимир Степанов.

Для детей издаются целые сборники. Педагоги утверждают, что малышам полезно знать не только современные, но и древние загадки. Такая задачка для малыша — это один из наиболее интересных способов познания окружающего мира.

Существует ряд детских загадок, которые с раннего детства известны всем русским детям. Однако, они не надоедают. Малыши с большим удовольствием отгадывают их и испытывают от этого огромную радость. Как правило, классическая задача в стихах представляет собой две строчки, в которых описываются свойства какого-либо предмета. Ответ обычно приводится в скобках, иногда его специально «переворачивают» вверх ногами, чтобы дошкольник не мог сразу прочитать его. Позже появились загадки (главным образом авторские), состоящие из четырех или более зарифмованных строчек. Чаще всего классические задачки посвящены:

  • растениям (цветы, деревья, кустарники);
  • «дарам природы» (овощи, фрукты, грибы, ягоды);
  • животным и птицам (домашние и дикие млекопитающие, пресмыкающиеся, насекомые);
  • явлениям природы (луна, солнце, звезды, ветер);
  • предметам, которые сделаны руками человека.

В Советское время появилось много задачек, посвященных действительности, окружавшей Советских детей (космос, Ленин, пионерское движение). В те времена они печатались по большей части в журналах «Мурзилка» и «Веселые картинки».

Отгадай загадку

Задачки с подвохом для детей

Когда дети подрастают, классические загадки с общеизвестным ответом уже перестают их удовлетворять. Как правило, это происходит в старшем дошкольном — младшем школьном возрасте. В это время малыши с восторгом воспринимают задания с подвохом. Такая задачка предполагает совсем не тот ответ, который, казалось бы, должен быть. Большинство из них основаны на игре слов.

В младших классах, когда ученики сами учатся читать и начинают осознавать значение букв, такие задачки с подвохом можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения. Раньше на Руси тоже были такие хитрые вопросики. Придумать их несложно и самому. Вот классические примеры:

  • «А и Б сидели на трубе. А уехал за границу, Б чихнул и лег в больницу. Кто остался на трубе?». Правильный ответ — «И».
  • «Что есть у попа, у боярина и у короля, а у бабы нет?». Это старинная русская задачка, правильный ответ — «буква О».
  • «На край села пойдешь — что найдешь?». Правильный ответ — «буква О», на которую оканчивается слово «село».
  • «У коровы есть, у лошади есть, у собаки есть, а у жеребенка нет и у теленка нет, и у щенка нет». Правильный ответ — буква «о».

А вот еще одна забавная задачка: «корова — 2, лошадь — 5, собака — 3, коза — 2, баран — 2, а кошка?». Здесь имеется в виду количество букв в крике животного. Корова кричит «му!», лошадь — и-го-го, собака — гав, коза — ме, баран — бе". Соответственно, правильный ответ будет: «кошка — 3», так как кошка кричит «мяу».

Шуточные загадки

Смешные загадки для детей

Для более младших дошколят подойдут смешные задания с подвохом, которые основаны не на игре слов, а на том, что взрослый заведомо направляет ребенка на «ложный» путь. Цель такой задачки — запутать ребенка, застать его врасплох. Они прекрасно оживят любой детский праздник.

Загадки на логику смекалку

Обычно их загадывает взрослый перед большим количеством детей, а малыши хором кричат ответ. Потом взрослый помогает найти правильный ответ, и ребята смеются над тем, как ловко их ввели в заблуждение. Особенно смешно и интересно получается, если взрослый при чтении задачки демонстрирует детям картинку. Вот классические примеры:

  • «Звонко по утрам поет наш горластый… бегемот?» Нет, петух.
  • «Влезла на дерево снова ловкая наша… корова?» Нет, обезьяна.
  • «Ночью нам в лесу не спится, сильно нас кусают… птицы?» Нет, комары.
  • «Видит свой десятый сон зеленый и зубастый… слон?» Нет, крокодил.

Такие вопросы помогают детям развивать внимательность и учат как следует думать, прежде чем выкрикивать первый пришедший в голову ответ. Дошколят младшего возраста нужно предупреждать, что загадки с секретом, а школьники догадаются об этом сами.

Найти такие забавные стишки с неожиданными ответами можно в детских книгах и журналах. Так, интересные детские задачки печатаются в периодических изданиях «Непоседа», «Ежик», «Саша и Маша». Там можно встретить как авторские, так и «народные» загадки, адаптированные для современного дошкольника.

Смешные задачки развивают творческие способности ребенка, учат находить смешное в обычной жизни, помогают стать находчивым. Их можно использовать на детских юмористических вечерах и на школьных КВН, а также на массовых праздниках в честь Дня Смеха — 1 апреля.

НОВОГОДНИЕ ЗАГАДКИ С ПОДВОХОМ

Как подвести ребенка к верному ответу

Обычно дети легко разгадывают знакомые загадки. Однако, если малыш слышит рифмованную задачку впервые, могут возникнуть трудности. Отгадывание любой задачки — это самостоятельное творчество. Если взрослый чувствует, что хитроумная задачка малышу «не по зубам», нужно помочь. Для того чтобы дошкольник дал правильный ответ, можно задать ему несколько наводящих вопросов, например:

  • «Как ты думаешь, о чем или о ком говорится в этих строчках?».
  • «Как ты считаешь, для какого предмета (явления, животного) характерны признаки, которые описываются в этой загадке?».
  • «Какой твой вариант ответа? И почему?».
  • «Тебе не кажется, что ответ будет вот таким? Ты согласен? Почему? Несогласен? Объясни свое мнение».

Совместное отгадывание загадок — прекрасный способ семейного досуга. Во время решения разнообразных задачек и головоломок малыш и взрослый общаются, развивают кругозор, учатся находить необычные черты в привычных предметах. А также смешные задачки воспитывают терпение, внимательность, умение аргументировано доказать свое мнение.

Когда ребенку надоест отгадывать загадки, можно поменяться ролями: малыш придумывает свои загадки и загадывает их взрослому. Когда дети придумывают свои задачки, у них развивается воображение.

Дошкольник может просто описать взрослому тот или иной предмет, а младшие школьники охотно придумывают рифмованные задачки из двух — четырех строк или загадки с подвохом.

Загадки способствуют активному интеллектуальному развитию малышей, учат вниманию к мелочам и умению не сдаваться, если что-то не получается. В связи с этим современные воспитатели детского сада и школьные учителя активно используют этот жанр в воспитании и обучении ребят четырех — десяти лет.

Загадки разных народов

Отгадывание и сочинение загадок — одно из любимых детских занятий. Это прекрасный способ занять ребенка в дороге, в больнице, дома в плохую погоду. Для того, чтобы ребенок по-настоящему увлекся, задачки должны быть простыми, понятными и доступными. Не стоит предлагать малышам рифмованные стишки, адресованные для взрослых, а также древние загадки, далекие от современности. Дошкольник с удовольствием принимает только то, что он может понять. Поэтому лучше всего использовать классические детские загадки и авторские стихотворения.

Видео

В видео вы найдете множество забавных загадок с подвохом, которые помогут весело провести время с детьми.