Люди, заставшие советское время, наверняка помнят частенько продававшиеся в магазинах сувениров машинки, сделанные в масштабе 1:43 и являвшиеся тогда заветной мечтой многих мальчишек. Эти модели отличались от более доступных по цене довольно грубо сделанных больших пластмассовых игрушечных аналогов не только тем, что были изготовлены из металла и потому приятно поблескивали и были прохладными на ощупь, но и тем, что у них открывались двери, капоты, багажники.
На этом сходство с оригиналами не исчерпывалось, так как за открытой дверцей можно было рассмотреть подробно воспроизведенные сиденья с «обивкой», руль, а порой и торпедо с приборами и даже рычаг переключения передач. На модели УАЗ-469 тщательно воспроизводились, также трансмиссия и подвеска, поэтому при желании можно было во всех мелочах рассмотреть устройство полного привода.
Казалось бы, по прошествии четверти века с момента распада Союза, все эти советские модели должны были, покрывшись пылью истории, уступить в коллекциях место моделям новых иномарок, заполонивших в современную эпоху улицы и стоянки и практически полностью вытеснивших оттуда ветеранов кумачового автопрома.
Однако коллекционеры со стажем, измеряющимся несколькими десятилетиями, совсем не спешат расставаться с «Жигулями», «Москвичами», «Камазами», «Зилами» и «Чайками». Наоборот, - чем больше продается масштабных копий немецких, американских, итальянских и французских авто, тем милее и дороже становятся модели тех самых нелепых для нынешнего потребителя машин, которые он порой считает недостойными даже занимать место в музее техники.
Однако, не только эмоции и приятные воспоминания о семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века движут в этом случае ценителями выпущенных много лет назад копий «Запорожцев». Ведь, с каждым годом те самые модели, на днище которых отлита надпись «СДЕЛАНО В СССР», становятся все дороже, как и любой предмет антиквариата.
Все меньше сувенирных машинок, выпущенных в той стране, «выживает» после детских игр, домашних уборок, переездов и шалостей питомцев. Неудивительно, что на специализированных сайтах в продаже появились запчасти к тем самым моделям, пока еще по весьма демократичной цене. Они позволят восстановить потрепанную временем масштабную модель с помощью советских же деталей и тем самым заметно повысить ее коллекционную ценность.
Стоит заметить, что масштабные копии советских машин, выпущенные после развала Союза, у истинного любителя не вызывают такого же восторга, как экземпляры, изготовленные в ту незабвенную пору, когда для покупки настоящей «Лады» надо было годами стоять в очереди.