Связи с общественностью – довольно молодая и до сих пор не всем понятная сфера деятельности. Её часто путают с рекламой, маркетингом и другими взаимосвязанными профессиональными областями, порой даже работодатели. Но все-таки эти сферы стоит различать.
Связи с общественностью отвечают за коммуникативную деятельность организации. Они призваны держать целевую аудиторию в курсе всех событий компании, – как хороших, так и плохих, - поддерживать двустороннюю коммуникацию и способствовать взаимопониманию между сторонами.
Реклама, в отличие от PR, нацелена на информировании о конкретных товарах или услугах организации. Ее главной целью является продажа. Связи с общественностью имеют более глубокий подтекст: они создают основу – имидж организации и осведомленность о ее деятельности, что может значительно повлиять на эффективность рекламы.
Маркетинг, или маркетинговый комплекс, широко используется коммерческими компаниями. Он включает в себя так называемые 4P: product (продукт), place(место), price (цена) и promotion(продвижение) – и целостную работу с ними. Реклама и PR могут входить в зону promotion. Связи с общественностью в данном случае будут направлены на просвещение конкретного рынка о существовании организации и ее товаров или услуг.
Часто PR путают с пропагандой. На начальном этапе становления связей с общественностью эти понятия были практически идентичными, так как информация от организации была односторонней и работала на ее нужды. Но со временем эти понятия разделились и PR большей частью стал нацелен на то, чтоб «слушать» людей, а не «диктовать» им свои правила.
Паблисити – еще один термин, который можно услышать, когда говорят о связях с общественностью. Паблисити является частью маркетинговой и PR-деятельности, помогая компании заполучить популярность путем ее трансляции в медиасфере. Паблисити в связях с общественностью – это появление информации о компании или ее бренде в СМИ без оплаты публикации.
Если резюмировать все вышесказанное, можно отметить несколько основных отличий PR от смежных областей деятельности:
- «пиар» информирует о деятельности компании и ее новостях, как хороших, так и плохих;
- «пиар» изучает общественное мнение и помогает компании сделать так, чтоб оно всегда оставалось хорошим;
- «пиар» создает информационные поводы, которые СМИ освещают без оплаты (бывают и исключения).
Несомненно, являясь коммуникативной деятельностью связи с общественностью постоянно взаимодействуют с другими видами деятельности из той же сферы. Однако, стоит помнить, что «пиарщик» в первую очередь является «коммуникатором» и в его обязанности, в первую очередь, входит создание и поддержание хорошего имиджа компании или бренда и общение с целевыми аудиториями, а не продажи.