Стремительно распространяющийся капиталистический уклад хозяйства при всей своей перспективности и доказанной временем незаменимости может показаться бесчеловечным и губительным, особенно жителям тех стран, которые долгое время жили в условиях тепличного патернализма. К ним относятся не только бывшие социалистические республики, но и некоторые государства, которые советская пропаганда традиционно относила к «миру капитала». Судить об этом можно по волне протестов, захлестнувших в эпоху недавнего экономического кризиса европейские улицы и кое-где принявших форму бунтов на предприятиях. Главной причиной состоявшихся тогда выступлений было падение уровня жизни, вызванное прокатившейся по миру волной массовых увольнений и урезания зарплат.
Увы, как и было понятно заранее, яростные протесты, перераставшие порой в схватки с полицией, сжигание автопокрышек и захват офисных помещений с блокировкой в них руководителей фабрики, не привели к отмене экономической политики, направленной на сокращение издержек. В итоге недовольные французские рабочие и греческие государственные служащие просто потеряли время и силы, которые могли направить на приспособление к новым условиям, приобретение другой специальности, получение образования, открытие собственного дела.
Судя по тому, как развивались события после разрушившего прежнюю благополучную жизнь кризиса 2007-2008 годов, наибольшего успеха в начавшуюся тогда эпоху Великой рецессии достигли как раз те люди, которые быстро приспособились к новым рыночным условиям. В общем и целом их тактику можно обозначить как отказ от роскошной жизни или безудержного потребления в пользу тотальной бережливости, расчетливости и долгосрочного планирования доходов и расходов. Проще говоря, чтобы обрести материальное благополучие, сегодня нужно пересесть с машин на велосипеды, как в свое время посоветовала сделать Кристин Лагард, отказаться от дорогих ужинов в сетях общественного питания в пользу скромной трапезы на собственной кухне, и покупать одежду не в дорогих магазинах, а на вещевых рынках.
Конечно, привыкшим к материальному достатку людям будет очень не просто смириться с тем, что окружавший их экономический оазис мигом превратился в высохшую степь. Так уж устроена психика, что к хорошему привыкают быстро, а плохое не хотят видеть в упор. Однако и в пустыне можно получить щедрый урожай, если пробурить скважину, выбрать устойчивые к жаре овощные культуры и, закатив рукава, работать с полной самоотдачей.