Финансовый кризис, медленно, но верно расползшийся по пространству бывшего Советского Союза, многих людей поставил перед необходимостью срочно найти новый источник дохода, что, учитывая развитие событий в экономике, будет сделать довольно непросто. Казалось бы, в этой чрезвычайной жизненной ситуации самым естественной реакцией будут уныние и апатия. Однако после глубокого анализа обстоятельств, вследствие которых было потеряно рабочее место, станет ясно, что кризис дает уникальный шанс решительно покончить со «старой жизнью» в государственном секторе или на технологически устаревшем и не приносившем прибыль предприятии и начать «жизнь новую», в основе которой будет лежать деятельность, приносящая постоянный доход.

Осознав, что «горькое экономическое похмелье» открыло необъятный простор для предпринимательской инициативы, безработный должен решить, чем именно он теперь захочет и сможет заниматься. Надо признать, что рынок, в отличие от бюджетной сферы, - стихия рациональная и безжалостная, поэтому нет смысла пытаться, например, конкурировать с гастарбайтерами, предлагая свои услуги по ремонту квартир за вознаграждение, в полтора-два раза превышающее расценки таджиков. Увы, скорее всего заказчик предпочтет заплатить за ту же работу намного меньше выходцам из южных стран, даже если такая сделка будет таить в себе немалые риски.

Значит, нужно сразу выходить на поиск работы в тот сегмент рынка, где предложение заметно отстает от спроса, ну а если окажется, что повсюду уже давно установилось равновесие, в том числе «благодаря» товарищам по безработице, уволенным намного раньше, то дальше нужно просто переехать в другой город, где конкуренция еще не так остра, или, оставшись дома, предложить свои услуги по более низкой цене, чем у конкурентов. Именно эта политика игры на понижение заметно повышает шансы на получение работы, хорошее выполнение которой позволит установить с заказчиком долгосрочные доверительные отношения.

Примечательно, что этот метод вхождения в занятую нишу одинаково успешно действует как для кустарей-одиночек, так и для малого и среднего бизнеса и даже для транснациональных корпораций. Именно так основателю торговой площадки Taobao.com Джеку Ма удалось вытеснить из Китая международного гиганта Интернет-торговли eBay. Хитроумный Джек просто-напросто на время отказался от комиссионного вознаграждения за посредничество, что позволило ему так сильно изменить ситуацию в сфере онлайновых аукционов, что eBay потом был вынужден просто уйти из Китая. Учитывая тот факт, что недавно Ма стал самым богатым китайцем, сколотив состояние примерно в 27 миллиардов долларов, есть смысл присмотреться к его тактике повнимательней.