О ненадежности вариаторов (или CVT) до сих пор среди водителей ходят легенды. Почему-то их считают «нежными» и неремонтопригодными. Подобное мнение совершенно несправедливо, и этот механизм доставляет столько же хлопот и неприятных моментов как и владельцам авто с АКПП других типов. Вариатор JF011 (RE0F10A) - одна из самых удачных разработок бесступенчатых трансмиссий японской компании Jatco, выпускавшаяся с 2005года. Предшественник этой модели – вариатор RE0F06A - выпускался с 1999 года и получил восторженные отзывы, обеспечив заказами и последующие разработки Jatco - вариаторы JF011 и JF015. Эти модели вариаторов устанавливались и устанавливаются на популярные модели (преимущественно – переднеприводные, с двигателями объемом 1,6-2,5 л.), авто таких компаний: Nissan (Tida, X-Trail, Teana, QASHQAI, Murano); Mitsubishi (Delika, Outlander, Lanser); Renault (Megan, Koleos, Scenic); Citroen – C-Crosser; DODGE – Caliber; JEEP – Compass/Patriot, а также, в некоторые модели брендов Samsung и Suzuki. На смену JF011 в 2010 году Jatco выпустила новое поколение вариатора JF011 (RE0F10A) - JF015. Обновленная конструкция, также как и предшественники, имеет гидротрансформатор, уменьшающий нагрузку на оба вала, для заднего хода - планетарную передачу и 3 пакета фрикционов. Собственно, при правильной эксплуатации и соблюдении графика регламентных работ модель вариатора JF011 отличается редкой для таких устройств надежностью, и легко проходит 150-200 тысяч километров с минимальным количеством поездок в сервис. Чего нельзя сказать о JF015, конструкция которого была изменена, чтобы сделать его еще более экономным, компактным, с увеличенной зоной передаточных чисел. За эти опции вариатор и поплатился своей надежностью, и обзавелся новыми, ранее не возникавшими, проблемами. В принципе, большинство проблем вариатора JF015 являются типичными проблемами его предшественника JF011. Настал тот день, когда и мне, как владельцу X-Trail от Nissan, пришлось столкнуться с необходимостью замены так называемых «расходников» вариатора. К тому времени моя машина уже имела достаточно солидный пробег в 110 тысяч.
Езжу я довольно давно – поэтому и к выбору СТО подхожу максимально серьезно. Мои хорошие знакомые когда-то порекомендовали мне профессиональных и ответственных специалистов в этом, поэтому я и обратился к ним для диагностики, замене фильтров, масла на моей машине. После детального осмотра и диагностики, спецы посоветовали мне сделать и переборку расходников вариатора JF011 - заменить прокладки, сальники, которые продаются в виде специального набора – ремкомплекта. Также я узнал, что мне и моему X-Trail повезло, так как рекомендуется менять картридж-фильтр (цилиндрический внешний, расположенный под теплообменником) внутренний фильтр в поддоне и CVT-масло, каждые 30-50 тысяч пробега, чтобы пыль от фрикционов, взвешенная в масле, не позабивала все каналы.
Мне объяснили, что, кроме того, продукты износа могут стать причиной ускоренного износа подшипников конусов, о чем может свидетельствовать специфический гул. При этом причинами, ускоряющими разрушение подшипников вариатора, часто является их нестабильное качество, низкий класс точности и небольшая динамическая грузоподъемность. Оказалось, что еще одна (вторая по частоте появления после гула) распространенная неисправность этих вариаторов приводит к подергиваниям и рывкам автомобиля. А виновником этой неисправности является масляный насос вариатора, а точнее - его редукционный клапан. Он подклинивает (отсюда и рывки) в промежуточных положениях из-за попадающих на его трущиеся поверхности продуктов износа. В результате падает давление, происходит рассогласование в работе обоих шкивов (ведомого и ведущего) и проскальзыванию ремня. Механик СТО, производивший ремонт моей машины, также предупредил меня, что при своевременном обращении в сервис, ремонт будет стоить гораздо дешевле, и может закончиться только шлифовкой шкивов (их конических поверхностей) и обязательной заменой ремня. Замена же самих конусов (являющихся главным ресурсом этой АКПП) на новые иногда стоит дороже самого возрастного автомобиля! Поломки гидроблоков и электронного управления (за исключением соленоидов) бывают достаточно редко.
Важным для бесступенчатых коробок является режимы эксплуатации (манера вождения) и температурный режим. Этот режим контролируется с помощью специального датчика внутри вариатора и сигнальной лампы на приборной панели.
Как мне рассказали специалисты СТО, в CVT JF011 (и более ранней модели RE0F06A) часто из-за перегрева и выработки своего ресурса, выходит из строя шаговый мотор (или степ-мотор). Проблема проявляет себя тем, что вариатор работает только на одной скорости, а его шкивы не могут больше менять передаточное число. Она решается заменой неисправного степ-мотора на новый.
Эта проблема отсутствует в новой модели вариатора JF015, так как в нем не используется шаговый мотор.
Так что я вовремя спохватился!