Агностик, это человек, который не считает возможным познать истину в вопросе существования Бога и жизни вечной по причине отсутствия неоспоримых доказательств.
Один человек, придерживающийся агностических взглядов, дал своё согласие описать его мировоззрение для публикации, с тем чтобы помочь людям осмыслить, кто такие агностики, каковы их ценности и принципы, есть ли идеалы и убеждения.
Содержание:
Агностик: определяющие признаки
Кто же настолько рационален, как не агностик:
- Он верит, что его эмоции, чувства и желания возникают благодаря человеческому мышлению, связанному с наблюдением фактов видимой действительности. Не руководствуясь какими-либо указаниями свыше, но используя реальность, плюс интуиция — только тогда делает логическое заключение.
- Он тот, кто хотел бы жить вне политических или религиозных систем, которые манипулируя догматическими инструментами, правят людьми методом давления.
- Он не верит в существование души (тем более вне тела), а рассуждает об этом, применяя точку зрения метафизики, но не отвергая так категорично, как материалисты. Для него такие атрибуты, как сознание и материя, это лишь некий знак, символизирующий абстрактную действительность.
- Для того чтобы рассуждать о существовании рая, для него, пока что, нет достаточных физических подтверждений жизни после смерти. Если факты (или убедительные результаты спиритических сеансов) об этом появятся — он готов будет к прениям.
Агностик и христианство
У агностика особое отношение к христианству:
- Он не считает Библию боговдохновенной книгой. Для него Библия не более истинна, чем остальные ранние легенды и мифы.
- Он тот, кто воздерживается судить о христианской морали, потому что не применяет библейские принципы познания добра и зла в своей жизни. Ему также чуждо понятие гонений за несогласие с преследуемыми в тех или иных вопросах веры. Наряду с этим, не против наказания преступности, провоцирующей так называемое зло, но чтобы это вершилось в рамках выправления или сдерживания, а не ради кары существующего зла. Итак, агностик не признаёт усмирительных мер и преследований за проступки, связанные с любого рода религией.
- Он не поступает как ему заблагорассудится. Допустим, если верующий в Бога человек не убивает, потому что об этом гласит Закон, то агностик не «содеет такого злодеяния» из-за страха наказания, когда преступление будет раскрыто. Кроме того, он не отвергает понятие совесть, когда каждое желание сдерживается другим внутренним порывом. Тогда как у верующего человека возникает жажда ублажить Бога, агностик руководствуется стремлением угодить обществу, в котором живёт. В конце концов, существует презрение к себе — так называемая самооценка. Он не признаёт абстрактность морали, которая сдерживает того или иного человека в рамках приличия.
- Он тот, кто восхищается учением Иисуса Христа, но не верует в Его божественность и непорочное зачатие. Для него истории об Иисусе не более чем жизнеописание любого великого человека. Агностик может следовать учению Христа, но только применяя субъективный взгляд, в стороне от любой церковной догматики.
- Порой он даже может считать себя христианином, вернее, человеком, который своей жизнью служит людям, используя ценности христианской морали: «возлюби ближнего своего как самого себя», сочувствие страждущим. При этом — вера в Божественную Троицу им отвергается, но признаётся некая сила, управляющая системой этических норм.
- Всё, что противоречит законам природы — агностик отрицает. Взять, например, библейские чудеса исцеления посредством Божьего Слова. Они не воспринимаются им за истину, потому что не подтверждаются историческими фактами. Для агностика это легенда и не более.
- Он совершенно убеждён в том, чтобы идти к какой-либо цели в жизни — исповедание не нужно. Просто приобретается уверенность, проходя через претерпевающие обстоятельства, при этом допускаются и поражения, но это не останавливает его на пути к мечте. Напротив, человека, прячущегося за стенами своей религии, он считает робким и малодушным. Тогда возникает вопрос к агностику. Как же христиане во времена преследований, умирающие за имя Иисуса Христа; они — сильные духом и верой, — не соблазняются обещаниями гонителей, и трусами этих людей не назовёшь? Он ответит, что не религия движет христианами, но вера; их цель — жизнь вечная.
Отношение агностика к божеству вообще
У агностика своеобразный взгляд на религию:
- Человек, считающий себя агностиком, предполагает о существовании Бога, в противоположность тому, как об этом считают атеисты, по категорическому мнению, которых, Бога нет. Он не участвует в спорах, оправдываясь тем, что нет никаких оснований для подтверждения или отрицания. В то же время он может предполагать о маловероятном существования Бога до такой степени, что вопрос об этом практически не стоит на повестке дня.
- Агностик не следует Божьим повелениям ввиду непризнания Его авторитетности, и в противовес людям верующим, находит сам как ему поступать. Тем не менее опираясь на людской авторитет, он может избрать человека, с мнением которого соглашается, не считая при этом его взглядов бесспорным.
- Агностик беспристрастно относится к любым догмам религии. Он не отрицает того, что существует жестокость и насилие, тем более знает из истории человечества об этих злых деяниях, порождаемых, в большинстве своём, догматическими страстями. Человек запросто одержимый культовой слепотой может убить без всякого угрызения совести. Поэтому любая религия имеет характер, притесняющий свободу. В современном мире догмат намного уменьшил своё влияние, благодаря людям, мыслящим без предубеждений.
- Он в равной степени отрицает существование Творца, а также олимпийских и других богов. Ему неведом страх от наказания «гневных богов» за неверие в их бытие. Даже предположив существование Создателя, он не может допустить, что Бог, Абсолют истины, тщеславен до такой степени. Эта черта присуща лишь земным правителям.
- Если он и воспитывает себя не потворствовать своим сексуальным желаниям, то делает это не от Божьего повеления, но исходя из требований к этической и моральной чистоте своего тела и разума.
- Если ему в результате положительных доказательств существования Бога нужно будет принять решение, то это религия без догм. Если есть догмы, там существуют преследования, насилия и убийства.
Некоторые агностики могут отличаться взглядами от общепринятых положений агностицизма, поэтому стоит рассмотреть основы этого учения.
Агностицизм
Манифест Горгия (софист, теоретик, учитель красноречия, живший в V веке до н. э.) об агностицизме:
«Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже когда и познаваемо, то необъяснимо для другого».
Религиозная философия и наука ищут объективное основание для объяснения мира. Материализм отыскивает в материи, идеализм — в Боге, и только агностицизм остаётся неизменным на своей позиции - он нерешителен и реакционен.
Вот, что сказали два известных человека (видный политический деятель и писатель-классик) по этому поводу. Первый охарактеризовал агностицизм, как колеблющийся между поповщиной и материалистической наукой (В. Ульянов), второй просто назвал агностицизм безбожным учением, выставляющим себя вперёд, являя мнимую невозможность знать (Л. Толстой).
Агностицизм — это одно из осторожнейших учений нашей эры, утверждающее, что любое слово, высказывание или заключение объективной реальности будет недействительным ввиду искажения субъективными обстоятельствами. Агностицизм имеет свою позицию в философии, теологии, а также в науке, и называется соответственно: философский агностицизм, теологический агностицизм и научный агностицизм.
Видео
Из видео вы получите дополнительную информацию о том, что такое агностицизм и кто такие агностики.