Этот вопрос является непраздным и для тех, кто начинал свой бизнес до того, грянул финансовый кризис, но и для тех, кто хочется набраться смелости и пуститься в свободное плавание, организовав своё дело. Правда, последних мучают сомнения, а стоит ли? Может, спокойнее и надёжнее сидеть всю жизнь на одном месте, не пытаясь что-то поменять в жизни, хотя для перемен есть вполне реальный шанс, о чём свидетельствуют многочисленные положительные примеры. Кризис для становился для них наоборот спасательным кругом, когда другие теряли всё, те не просто оставались на плаву, но выплывали с большой прибылью. В данной статье хотелось бы остановиться на таком явлении как франчайзинг.
Начать следует с теоретических основ и разъяснить смысл важнейших понятий в этой сфере. Доступными словами франчайзинг можно обозначить как аренда товарного знака, многим нашим современникам нравится слово бренд. Кстати франчайзинг в упрощённом виде появился ещё в середине 19 века, первая франшиза–швейные машины Зингера. Во франчайзинге основными терминами являются: франчайзер – та сторона, которая передаёт права на товарный знак; франчайзи – принимающая сторона, основной обязанностью которой является регулярное внесение платы за использование бренда. Для обозначения платежей также применяются специальные термины. Так, единоразовый взнос носит название «паушальный платёж», денежные средства, выплачиваемые франчайзеру – роялти. Правоведы при заключении договора часто употребляют термин «договор коммерческой концессии».
Прежде чем заключать договор, будущему франчайзи необходимо либо всё детально изучать самому, чтобы не попасть в кабальные условия, либо нанимать квалифицированного юриста, который увидит все подводные камни.
Прежде чем выбрать ту или иную отрасль для франчайзинга, следует изучить опыт мировых брендов, но тщательно взвесить, стоит ли останавливаться на известном мировом бренде, либо популярном российском, или, вообще, выбрать малоизвестный бренд. Во всём есть плюсы и минусы. Известная торговая марка уже протоптала себе дорожку, можно судить о прибыли, а для малоизвестной торговой марки могут понадобиться дополнительные расходы на рекламу.
Выбирая ту или иную нишу бизнеса, нужно изучить, какие области остались востребованными у потребителя в кризисное время. Так, продукты питания, товары для здоровья, косметика, образование востребованы и в эпохи экономического кризиса. А, вот, расходы на развлечения, туризм, услуги агентств недвижимости россияне сократили. Чтобы продвигать даже самый ходовой продукт, например, хлеб, необходимо добавить туда свою изюминку, может быть, даже в прямом смысле слова. Что-то такое, что будет выгодно отличать этот хлеб от других производителей.
В России существует Ассоциация франчайзинга, которая на своём сайте не только рассказывает о популярных новостях в этой сфере, но и даёт необходимые рекомендации при ведении бизнеса и содержит каталог франшиз. Франчайзи объединяются в сообщество для большей эффективности своей деятельности, и не нужно пренебрегать этим – всегда можно посоветоваться, взять на вооружение чужой опыт.
Большой бизнес начинается с малых шагов. Почему не попробовать сделать их с таким инструментом как франчайзинг?