Судьба русского поэта Гумилева была трагична, жизнь закончилась расстрелом в 1921 году. Однако, смерть не стала последней трагедией в истории поэта, ведь огромное литературное наследие давало ему вторую жизнь. Советская власть старалась стереть его имя из истории, чем только увеличивала интерес к его стихам. Множество современников начали писать воспоминания, образовывались литературные кружки - такую лавину, невозможно остановить запретами.

Мемуары были не единственными материалами, ставшими памятниками недавно погибшему поэту, было рождено немало стихов в его честь - как с положительным, так и отрицательным окрасом. В вину поэту ставили то, что он не поддержал народный бунт, некоторые находили его характер излишне инфантильным. Ходасевич писал, что он склонен к бутафориям. Сергей Городецкий отмечал, что Гумилев думал во время революции лишь о недостатке хлеба.

Некоторые меняли своё представление о Гумилеве уже после смерти. Сначала Ирина Одоевцева написала в своих мемуарах, что поэт ей сразу показался странным и ужасно некрасивым, пусть это и касалось в большей степени его внешности. В более поздних работах Ирина плакала, что страна потеряла Гумилева слишком рано, что его поэтическая сила реализована не более, чем наполовину. Неоднозначность личности поэта, привела к тому, что в мемуарах Одоевцевой он был упомянут более тысячи раз - всех ближе к этому показателю оказался Блок, но и о том было сказано в два раза меньше.

Выходили материалы о Гумилеве только за границей - в стране вышел лишь небольшой сборник стихов в 1922 году, после чего печать стихов поэта прекратилась более, чем на 60 лет. В 1943 году в оккупированной Одессе небольшим тиражом вышли "Избранные стихи", но это нельзя назвать достойной памятью для поэта такого масштаба. Активно печатали Гумилева самиздатом, слава передавалась из уст уста. Стоит представить, как это было опасно, если критики боялись упоминать его имя даже в негативном контексте - старались вовсе его не задействовать.

Стараясь отдать дань памяти поэту, многие использовали его в самых неожиданных местах. В семидесятые вышла книга "Очерки о движении космических тел", автор указал в эпиграфе гумилевские строки. Для того, чтобы использование данных слов было оправданным, учёный написал, что поэт считает эволюционные уравнения очень даже изысканными. Впрочем, публикация была осуществлена вполне успешно.

Сборники стихов поэта в советской стране отсутствовали, а произведения передавались весьма отрывочно. Анна Ахматова, хорошо знавшая Гумилева лично, очень переживала, что его поэзия воспринимается слишком однобоко. Действительно, многие думали, что Гумилев писал только о разных экзотических вещах - Африка, жирафы, корабли и капитаны. Лишь после снятия запрета на печать, поэзия Гумилева была заново открыта большим количеством людей.

Первая большая публикация Гумилева произошла в журнале "Огонек" в 1986 году, посвящен выпуск был 100-летию со дня рождения поэта. У некоторых людей такая публикация вызвала ненависть и негодование, такой ход воспринимался, как раскачивание устоев государства. Многие относились к поэту отрицательно, наивно веря в его заговор с контрреволюционными силами. Полное собрание сочинений поэта было опубликовано только в 1991 году, в совершенно новой стране.