Тихой майской ночью 1934 года в квартире Пастернака раздался телефонный звонок, на другом конце провода оказался сам Сталин. Поводом для звонка стал арест Мандельштама, Сталину было необходимо узнать мнение о нём его товарища Бориса Пастернака, к которому вождь народов относился достаточно благосклонно. Борис начал отвечать весьма уклончиво, ссылаясь на редкость встреч, говоря что знает Мандельштама не слишком хорошо. Сталин понял, что можно отправлять Осипа в лагеря, где он и скончался в 1938 году.
Мандельштам всегда с доверием относился к близким людям, иначе не стал бы читать друзьям эпиграмму против Сталина, начинающуюся со слов "Мы живём, под собою не чуя страны...". Пастернак уже тогда назвал написанное актом самоубийства, хотя есть множество свидетельств, что он мог спасти своего друга и поэта. Об этом часто говорило сталинское окружение, именно слабость Пастернака сыграла решающую роль в ссылке Осипа Мандельштама.
Можно по разному относиться к творчеству Пастернака, которое действительно имеет большое значение в мировой литературе. Но в жизни Пастернак оказался достаточно слабым человеком, не способным встать на защиту своих товарищей. Гнилой поступок Пастернака стал поводом для написания питерским поэтом Лёхой Никоновым стихотворения "Я ненавижу Пастернака". Так одно предательство может перечеркнуть цену всего творческого пути.
Говорят, что разговор Сталина и Пастернака закончился тем, что первый просто бросил трубку со словами "мы так своих товарищей не защищали". В решающий момент у Мандельштама не оказалось друзей, способных его защитить, а Пастернак просто-напросто отвернулся от него. У разговора есть несколько версий, согласно одной из них Сталин даже спрашивал у Пастернака, что делать с поэтом, но последний смог ответить только то, что Сталину лучше знать, как стоит решать данный вопрос. Все версии сходятся в одном - Пастернак даже не попытался защитить своего друга.
Такая трусость заставляет по-другому взглянуть на творчество Пастернака, она открывает его страхи и желание прислуживаться сильным мира сего. Такое поведение непозволительно для большого поэта, оно ставит под сомнение ценность творческих трудов. Дело поэта - творить так, как этого требует действительность, не думая о реакции людей. Пастернак же всегда плыл по течению - пока был пригрет советской властью, прислуживался ей; после смерти Сталина вошёл в круги диссидентов.